Мудрый Юрист

Объекты прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Костенко Е.Н., помощник прокурора Ивнянского района Белгородской области, Россия, Белгород.

Основной целью исследования является определение содержания объектов прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Автор анализирует правовые основы полномочий органов прокуратуры в данной сфере, посредством сравнительно-правового метода рассматривает существующие классификации субъектов системы профилактики, определяет достоинства и недостатки этих классификаций. Предложен подход к конкретизации поднадзорных прокурору органов и учреждений (организаций) по их уровню и компетенции с применением системного и статистического методов при проведении анализа результатов их работы. Намечены конкретные пути совершенствования правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и мер прокурорского надзора в этой сфере.

Ключевые слова: прокурорский надзор, профилактика, безнадзорность, правонарушение, несовершеннолетние, прокуратура.

Objects of Prosecutor's Supervision over Execution of Laws on Prevention of Child Neglect and Delinquency

E.N. Kostenko

Kostenko Evgeniia N., Prosecutor Assistant of Ivniansky District of the Belgorod Region, Russia, Belgorod.

The main purpose of the study is to define the content of objects of prosecutors supervision over execution of laws on prevention of child neglect and delinquency. The author analyses the legal bases of powers of prosecution authorities in this field, considers existing classifications of subjects of prevention system with the use of comparative legal method, determines merits and shortcomings of these classifications. The approach to the specification of bodies and institutions (organizations) supervised by the prosecutor according to their level and competence is proposed with the use of system and statistical methods while analyzing the results of their work. Concrete ways for improvement of legal regulation of prevention of child neglect and delinquency and measures of prosecutor's supervision in this area are pointed out.

Key words: prosecutor's supervision, prevention, neglect, offense, minors, prosecutors office.

Введение. На актуальность проблемы надлежащей профилактики правонарушений несовершеннолетних указывают меры, принимаемые руководством России в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства. В частности, Президентом РФ подписан Указ от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" [7], в декабре 2017 года утвержден перечень поручений по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [10], в числе которых внесение изменений в Семейный кодекс РФ [11], направленных на защиту интересов несовершеннолетних и развитие индустрии детского туризма и детского отдыха.

О роли прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних указывают статистические данные, приведенные в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года [3]. Так, в 2014 году несовершеннолетними совершено 59,5 тыс. преступлений, в 2016 году - 53,7 тыс., в 2017 году - 39,8 тыс. преступлений. Полагаем, однако, что снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, не следует рассматривать как устойчивую тенденцию к изменению сложившейся ситуации.

Опыт личной практической прокурорской деятельности, всесторонний анализ теории и практики прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [4; 5] показывают, что органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних повсеместно допускают формализм, волокиту при осуществлении своей профилактической работы, в связи с чем организация прокурорского надзора и правильная ориентация субъектов системы профилактики, являющихся объектом прокурорского надзора, остается актуальным направлением прокурорской деятельности.

В целях надлежащей организации и осуществления прокурорского надзора в данной сфере необходимо четкое установление понятия объектов надзора и его содержания.

Основные положения. За Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами законодательно закреплено осуществление прокурорского надзора за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон N 120-ФЗ) [9] и ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) [6].

Приказом Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" [8] устанавливается обязанность прокуроров добиваться безусловного исполнения органами и учреждениями системы профилактики требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении; принимать участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) и анализировать практику рассмотрения ими дел; обеспечивать надзор за деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (пункты 3.5, 10.1, 10.2).

Понятие "объект" определяется в Словаре Ожегова как "явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность (объект изучения)".

В теории же прокурорского надзора, как и в Законе N 2202-1, под объектом прокурорского надзора по преимуществу понимаются виды учреждений, организаций, в отношении которых осуществляются функции прокурорского надзора.

Правовой основой для определения объектов прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России являются положения п. 1 ст. 21 Закона N 2202-1 и п. 1 ст. 4 Закона N 120-ФЗ.

В силу положений Закона N 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят КДНиЗП, а также органы управления социальной защитой населения, органы управления в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, участие в профилактической деятельности принимают Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в регионах, общественные объединения, студенческие организации.

О.И. Величко конкретизирует, что совокупность органов, осуществляющих работу по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, определяется единым понятием "субъекты профилактики"; они подразделяются на органы и учреждения, выполняющие основные функции в сфере профилактики (КДНиЗП, специальные учебно-воспитательные учреждения образования, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и др.) и иные социальные функции (органы и организации образования, здравоохранения, органы службы занятости) [1, с. 115].

Субъекты профилактики на муниципальном уровне разделяются О.И. Величко на государственные (структурные подразделения (центры) занятости, социальной защиты, подразделения Министерства внутренних дел РФ (далее - МВД России), которые входят в единую федеральную систему, но работают в муниципальном районе) и муниципальные. К муниципальным органам, занимающимся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, относится представительный орган муниципального образования, в исключительную компетенцию которого входят, в частности, принятие планов и программ в сфере профилактики правонарушений, утверждение отчетов об их исполнении и др.

Классификацию субъектов профилактики предлагает также Е.О. Винниченко [2, с. 98 - 99]. Эта классификация построена на основе зависимости субъектов от подчиненности, масштабов и направлений деятельности, выполнения координирующих или контрольных функций, участия в общей или индивидуальной профилактике и т.д.

Значение указанных классификаций субъектов профилактики заключается, на наш взгляд, в том, что они позволяют анализировать объем их полномочий и интенсивность участия в профилактической деятельности. Однако, несмотря на достоинства этих классификаций, они не в полной мере учитывают требования Закона N 120-ФЗ, касающиеся перечня и функций органов и учреждений, осуществляющих такую деятельность.

Предложим собственный подход к классификации объектов прокурорского надзора или органов, исполняющих законы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выделив в указанных в Законе N 120-ФЗ такие органы и учреждения (организации) в зависимости от их уровня и компетенции.

Первыми в Законе N 120-ФЗ названы КДНиЗП - системообразующие органы, функциями которых являются объединение, координация деятельности субъектов профилактики, гарантия их взаимодействия.

Обеспечение исполнения законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном уровне путем координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложено на Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, на заседании которой 10 ноября 2017 г. председатель комиссии О. Голодец напомнила, что в России работает 3 124 комиссии, в том числе 85 региональных и 3 039 территориальных и муниципальных, которым удается достигать основной цели - снижения количества правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними <1>. На уровне субъектов Российской Федерации действуют комиссии, созданные высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта, их компетенция распространяется только на территорию региона. К примеру, КДНиЗП Белгородской области в 2017 году проведено 614 заседаний по рассмотрению 1 009 вопросов в сфере общей профилактики <2>.

<1> Ольга Голодец провела заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних. URL: http://government.ru/news/30092/ (дата обращения: 25.03.2018).
<2> Деятельность областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области. URL: https://www.belregion.ru/activity/protection_of_minors/statistics_regional.php (дата обращения: 25.03.2018).

На муниципальном уровне органами местного самоуправления создаются комиссии, осуществляющие деятельность на территории районов и городов, на которые в большей части и ложится весь спектр обязанностей по осуществлению полномочий, возложенных на данный орган законом, в том числе по рассмотрению в отношении несовершеннолетних и их родителей материалов об административных правонарушениях, проведению профилактической работы среди "трудных" подростков и координации деятельности всех субъектов системы профилактики.

Следующим объектом прокурорского надзора в данной сфере является Министерство труда и социальной защиты РФ (далее - Минтруд России), в составе которого первыми названы органы управления социальной защитой населения (аппараты Минтруда России, министерств (комитетов, управлений) в регионах). Учреждения социального обслуживания входят во вторую группу субъектов системы Минтруда России, к которым в силу п. 2 ст. 12 Закона N 120-ФЗ относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания. Третью группу таких субъектов составляют специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты и центры помощи детям, которые нуждаются во временном содержании) (ст. 13 Закона N 120-ФЗ).

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Минтруда России; ее органы участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, содействуют трудовому устройству подростков, нуждающихся в помощи государства, поэтому в четвертую группу данных субъектов включены органы службы занятости.

Следующим объектом прокурорского надзора являются органы, осуществляющие управление в сфере образования, которых условно можно подразделить на группы. В первую группу входят Министерство образования и науки РФ, министерства (комитеты) в регионах, управления (отделы) образования муниципальных структур, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивающие образовательный процесс и осуществляющие управленческие и организационные обязанности.

Вторую группу субъектов профилактики, относящихся к системе органов образования, составляют организации, осуществляющие образовательную деятельность. На них возложены обязанности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также пропускающих учебные занятия; по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения; по созданию специальных комиссий для оказания помощи детям с отклонениями в поведении либо имеющим трудности в обучении и др.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отнести к третьей группе субъектов системы профилактики в сфере образования. К таким учреждениям относятся детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе коррекционные для несовершеннолетних с ограниченными возможностями.

Четвертую группу субъектов профилактики органов образования составляют специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа. В специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа принимаются для содержания, воспитания и обучения дети в возрасте от 8 до 18 лет, требующие специального педагогического подхода; в таких учреждениях осуществляется их медико-педагогическая реабилитация. Обеспечивают изоляцию несовершеннолетних, круглосуточное наблюдение и контроль, создают особые условия воспитания, обучения специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, в которые по постановлению либо приговору суда помещаются дети в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие преступление и освобожденные судом от наказания.

В пятую группу органов управления образованием входят органы по делам молодежи, наделенные Законом N 120-ФЗ полномочиями по оказанию содействия детским и молодежным общественным объединениям и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участию в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Им подведомственны центры социально-психологической помощи и профессиональной ориентации молодежи, молодежные клубы, участвующие в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними.

Объектом прокурорского надзора являются также и органы опеки и попечительства, которые осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Согласно п. 2 ст. 121 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в случае, если региональным законом они наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Объектом прокурорского надзора являются и органы управления здравоохранением, к которым относятся Министерство здравоохранения РФ, региональные министерства (комитеты), а также управления (отделы) здравоохранения городов и районов, медицинские организации и т.д. Участвуя в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы управления здравоохранением и медицинские организации выявляют детей из семей, находящихся в социально опасном положении, и своевременно информируют о них другие органы системы профилактики; обеспечивают оказание специализированной помощи несовершеннолетним в случае выявления алкогольного или наркотического опьянения, заболеваний, передаваемых половым путем. Кроме того, в медицинских организациях предусмотрены круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без попечения родителей.

Важное место в осуществлении надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отведено органам внутренних дел, при этом в Законе N 120-ФЗ прямо указано лишь на подразделения по делам несовершеннолетних (ст. 21) и центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП) (ст. 22). К органам внутренних дел, участвующим в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помимо названных, относятся дежурные части, патрульные и постовые наряды полиции, участковые уполномоченные полиции, органы предварительного расследования, подразделения уголовного розыска, служба оперативного штаба МВД России, а с 2016 года - управления по контролю за оборотом наркотиков.

Самостоятельным объектом прокурорского надзора в системе органов внутренних дел являются ЦВСНП, в которые в соответствии со ст. 22 Закона N 120-ФЗ на основании судебного акта (на срок до 48 часов по постановлению руководителя органов внутренних дел) подлежат помещению подростки, направленные в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа либо ожидающие соответствующего решения суда, а также при совершении правонарушения до установления их личности и передачи законным представителям. Гарантией защиты прав несовершеннолетних правонарушителей является закрепленная ч. 5 ст. 22 Закона N 120-ФЗ обязанность руководства ЦВСНП незамедлительно, (не позднее чем через 24 часа) уведомлять прокурора по месту нахождения этого центра о помещении в него подростков, при этом надзорным органом устанавливается также законность нахождения детей в ЦВСНП.

Следующим объектом прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются учреждения уголовно-исполнительной системы, среди которых Законом N 120-ФЗ названы следственные изоляторы, воспитательные колонии, уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие функции по проведению культурно-воспитательной работы с подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений и осужденными несовершеннолетними, а также по осуществлению мероприятий по предупреждению правонарушений.

Указанные субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются в совокупности объектами прокурорского надзора. Законом достаточно четко определены компетентные органы этой системы, наметилась положительная динамика их работы. Так, за 5 лет сократилась на 45% численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (70 836 детей в 2015 году против 128 795 детей в 2011 году), на 30% к 2015 году уменьшилось количество подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (152 067 детей в 2015 году против 216 145 детей 2011 году) <1>.

<1> Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. URL: http://www.deti.gov.ru/content-wide.php?id=32 (дата обращения: 25.03.2018).

Однако по-прежнему прокуроры повсеместно выявляют нарушения в деятельности органов системы профилактики, что оказывает негативное влияние на результативность их работы. Об эффективности надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует статистика привлеченных к дисциплинарной ответственности должностных лиц в данной сфере по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования. Выборочным анализом ведомственного отчета по форме "ОН" установлено, что за 2017 год по результатам рассмотрения 85 129 представлений прокуроров, внесенных в органы образования, к дисциплинарной ответственности привлечено 97 797 лиц (114,8%), по 6 915 рассмотренным представлениям прокурора, внесенным в органы социальной защиты и здравоохранения, привлечено к дисциплинарной ответственности 8 409 лиц (121,6%). На высоком уровне сохранилось число привлеченных к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел за нарушение законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних (10 316 лиц привлечено по результатам рассмотрения 6 953 представлений, что составляет 148,3%).

На необходимость надлежащей профилактики правонарушений несовершеннолетних указал Президент РФ, выступая на заседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РФ 15 февраля 2018 г.; он отметил, что важно усилить надзор за работой учреждений системы профилактики в регионах <1>.

<1> Заседание коллегии Генпрокуратуры России // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56863 (дата обращения: 25.03.2018).

На эффективность работы органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по нашему мнению, влияет отсутствие на федеральном уровне порядка взаимодействия этих органов, что негативно сказывается на координации их деятельности и обмене информацией. В субъектах Российской Федерации нормативные правовые акты, определяющие подобный порядок взаимодействия, принимаются в качестве рекомендаций, поэтому деятельность субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних является несогласованной и малоэффективной.

Выводы. Проведенное исследование показало, что главный индикатор состояния законности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - результаты деятельности органов системы профилактики, являющихся объектом прокурорского надзора, обладающих достаточными полномочиями, но допускающих нарушения, которые негативно сказываются на предупреждении безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Кроме того, до настоящего времени на федеральном уровне не урегулирован порядок взаимодействия органов системы профилактики. Между тем разработка и принятие такого порядка, обязательного для утверждения в каждом регионе с учетом местной специфики, позволит организовать деятельность субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних на согласованной и более эффективной основе.

Список литературы

  1. Величко О.И. Организация прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних": Учеб. пособие. М., 2011. С. 115.
  2. Винниченко Е.О. Профилактика правонарушений в Российской Федерации: административно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2014. С. 98 - 99.
  3. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р (ред. от 22.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 2017. N 14. Ст. 2088.
  4. Костенко Е.Н. Прокурорский надзор за исполнением органами внутренних дел законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Государственно-правовой статус прокуратуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 14 декабря 2016 г. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. С. 194 - 202.
  5. Костенко Е.Н. Состояние законности в сфере профилактики потребления несовершеннолетними наркотических средств и роль прокурора в ее обеспечении // Советник юриста. 2016. N 5. С. 13 - 20.
  6. О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
  7. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 (ред. от 29.05.2017) // Собрание законодательства РФ. 2017. N 23. Ст. 3309.
  8. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 N 188 (ред. от 26.11.2007) // Законность. 2008. N 2. Ст. 7.
  9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
  10. Перечень поручений по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/56263 (дата обращения: 02.01.2018).
  11. Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

References

  1. Velichko O.I. Organizatsiia prokurorskogo nadzora za ispolneniem Federal'nogo zakona "Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh": Ucheb. posobie. M., 2011. S. 115.
  2. Vinnichenko E.O. Profilaktika pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii: administrativno-pravovoi aspekt: Dis. ... kand. iurid. nauk. Tiumen', 2014. S. 98 - 99.
  3. Kontseptsiia razvitiia sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh na period do 2020 goda: utv. rasporiazheniem Pravitel'stva RF ot 22.03.2017 N 520-r (red. ot 22.03.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2017. N 14. St. 2088.
  4. Kostenko E.N. Prokurorskii nadzor za ispolneniem organami vnutrennikh del zakonodatel'stva o profilaktike beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh // Gosudarstvenno-pravovoi status prokuratury: Mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 14 dekabria 2016 g. Tambov: Izdatel'skii dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2017. S. 194 - 202.
  5. Kostenko E.N. Sostoianie zakonnosti v sfere profilaktiki potrebleniia nesovershennoletnimi narkoticheskikh sredstv i rol' prokurora v ee obespechenii // Sovetnik iurista. 2016. N 5. S. 13 - 20.
  6. O prokurature Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 17.01.1992 N 2202-1 (red. ot 31.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. N 47. St. 4472.
  7. Ob ob'iavlenii v Rossiiskoi Federatsii Desiatiletiia detstva: Ukaz Prezidenta RF ot 29.05.2017 N 240 (red. ot 29.05.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2017. N 23. St. 3309.
  8. Ob organizatsii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov o nesovershennoletnikh i molodezhi: Prikaz General'nogo prokurora RF ot 26.11.2007 N 188 (red. ot 26.11.2007) // Zakonnost'. 2008. N 2. St. 7.
  9. Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh: Feder. zakon ot 24.06.1999 N 120-FZ (red. ot 07.06.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1999. N 26. St. 3177.
  10. Perechen' poruchenii po itogam zasedaniia Koordinatsionnogo soveta po realizatsii Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei: URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/56263 (data obrashcheniia: 02.01.2018).
  11. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 29.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. N 1. St. 16.