Мудрый Юрист

Косовский вариант уголовной ответственности юридических лиц

Федоров Александр Вячеславович, ведущий научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, профессор.

Статья посвящена рассмотрению законодательства частично признанного государства - Республики Косово об уголовной ответственности юридических лиц, основными актами которого являются вступившие в силу с 1 января 2013 г. Уголовный кодекс Республики Косово и специальный Закон об ответственности юридических лиц за уголовные преступления, а также Уголовно-процессуальный кодекс Республики Косово. В статье рассматриваются законодательные решения, позволяющие рассматривать юридическое лицо как субъект уголовной ответственности; обращается внимание, что юридические лица в Республике Косово могут быть привлечены к уголовной ответственности за любые деяния, признаваемые национальным уголовным законодательством преступлениями, без каких-либо исключений; указываются статьи Общей части Уголовного кодекса Республики Косово, положения которых применяются при привлечении юридических лиц к уголовной ответственности; рассматриваются такие виды уголовных санкций, применяемых к юридическим лицам, как штраф, ликвидация юридического лица, конфискация имущества; анализируются обстоятельства, учитываемые при назначении наказания, и условия освобождения от наказания. Отмечаются уголовно-процессуальные особенности привлечения к ответственности юридических лиц.

Ключевые слова: частично признанное государство, уголовное законодательство, Уголовный кодекс Республики Косово, Закон об ответственности юридических лиц за уголовные преступления, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Косово, юридическое лицо как субъект уголовной ответственности, ответственное лицо, налагаемые на юридических лиц уголовные санкции, штраф, ликвидация юридического лица, конфискация, публикация приговора.

THE KOSOVAN OPTION OF THE CRIMINAL LIABILITY OF LEGAL ENTITIES

A.V. Fedorov

Fedorov Aleksandr V., Leading Research Scientist of the Department of Criminal and Criminal Procedure Laws, Judicial Administration of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.

The article is dedicated to a review of the laws on criminal liability of legal entities of a partially recognized state, the Republic of Kosovo. Its main acts are the Criminal Code of the Republic of Kosovo, the special Law on the Liability of Legal Entities for Criminal Offenses and the Criminal Procedure Code of the Republic of Kosovo, which came into force on January 1, 2013. The publication reviews statutory resolutions allowing considering a legal entity a criminal liability subject; pays attention to the fact that legal entities in the Republic of Kosovo may be brought to criminal liability for any actions acknowledged as crimes by the national criminal laws with no exceptions; specifies articles of the General Part of the Criminal Code of the Republic of Kosovo, provisions of which are applied to bringing legal entities to criminal liability; reviews such criminal sanction types applicable to legal entities as a fine, liquidation of a legal entity, property forfeiture; analyzes circumstances considered at punishment imposition and the conditions for release from punishment. The author notes the criminal procedure peculiarities of bringing legal entities to liability.

Key words: partially recognized state, criminal laws, the Criminal Code of the Republic of Kosovo, the Law on the Liability of Legal Entities for Criminal Offenses, the Criminal Procedure Code of the Republic of Kosovo, legal entity as a criminal liability subject, responsible person, criminal sanctions imposed on legal entities, fine, liquidation of a legal entity, forfeiture, sentence publication.

В результате произошедшего в конце XX в. распада Социалистической Федеративной Республики Югославия (далее - СФРЮ) на постъюгославском пространстве образовалось шесть самостоятельных государств, признанных мировым сообществом, - Республики Босния и Герцеговина <1>, Македония <2>, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория, а также одно частично признанное государство - Республика Косово.

<1> Государство Босния и Герцеговина состоит из трех государственных образований - Федерации Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и Округа Брчко Боснии и Герцеговины, имеющих свои конституции и органы власти.
<2> Принята в члены ООН под временным наименованием "Бывшая югославская Республика Македония".

Согласно Конституции Сербии территория Республики Косово является частью Республики Сербия и входит в ее состав как автономный край <3>. Однако фактически Косово властями Сербии не контролируется. Республика Косово провозгласила независимость от Сербии в одностороннем порядке 17 февраля 2008 г. <4> Отдельные страны признали суверенитет Косово. Российская Федерация, Китай, Индия и ряд других стран не признают Косово в качестве самостоятельного государства.

<3> Согласно Конституции Республики Сербия 2006 г. в ее состав входят два автономных края: Воеводина и автономный край Косово и Метохия.
<4> См.: Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX - начало XXI в. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник. М.; СПб., 2015. С. 456.

В каждом из образовавшихся на территории бывшей СФРЮ государств действует свое национальное законодательство, в том числе каждое из них имеет свои уголовные законы. Поскольку все они в той или иной мере продолжают традиции уголовного права социалистической Югославии, в научной литературе их относят к "югославской группе" уголовного права <5>. Так, общим для этих государств является то, что во всех из них установлена уголовная ответственность юридических лиц <6>.

<5> См.: Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть: Монография / Под общ. ред. С.П. Щербы. М., 2010. С. 34 - 38; Малиновский А.А. Сравнительное уголовное право. М., 2014. С. 97.
<6> Об уголовной ответственности юридических лиц в этих странах см.: Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Республики Сербия // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2015. N 4. С. 13 - 21; Федоров А.В. Уголовно-процессуальное производство по делам о преступлениях юридических лиц в Республике Сербия // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2015. N 4. С. 33 - 41; Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Республики Словения // Российский следователь. 2018. N 5. С. 75 - 80; Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Республики Хорватия // Российский следователь. 2018. N 6. С. 76 - 80; Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Словении и Хорватии // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2018. N 2. С. 13 - 23; Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Республики Черногория // Российский следователь. 2018. N 7. С. 69 - 76; Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству бывшей Югославской Республики Македония // Российский следователь. 2018. N 8. С. 73 - 80; Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Боснии и Герцеговины // Российский следователь. 2018. N 9. С. 73 - 78.

В отличие от законодательств других государств, образовавшихся на постъюгославском пространстве, законодательство об уголовной ответственности юридических лиц частично признанной Республики Косово еще не становилось предметом самостоятельного рассмотрения в российских исследованиях. Настоящая статья в определенной степени восполняет этот пробел, оставляя за рамками анализа политико-правовую составляющую признания Республики Косово <7> и, соответственно, ее уголовного законодательства.

<7> Например, 26 июля 2018 г. в связи с принятием Госдепартаментом США "Крымской декларации" Посольство Российской Федерации в США предложило госсекретарю США Майку Помпео признать Косово частью Сербии.
  1. Законодательство Республики Косово об уголовной ответственности юридических лиц и его основные положения.

В Республике Косово, как и в других государствах на постъюгославском пространстве, уголовное законодательство кодифицировано лишь частично и, помимо уголовных кодексов, включает иные законы. Так, в настоящее время основными законодательными актами, устанавливающими уголовную ответственность юридических лиц, являются вступившие в силу с 1 января 2013 г.: Уголовный кодекс Республики Косово от 20 апреля 2012 г. - Krivicni zakonik Republike Kosovo Br. 04/L-82 (далее - УК РК) и Закон об ответственности юридических лиц за уголовные преступления от 31 августа 2011 г. - Zakon o odgovornostima pravnih lica za krivicna dela Br. 04/L-030 (далее - Закон РК). Последний содержит также нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие наряду с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Косово от 13 декабря 2012 г. - Zakonik o krivicnom postupku Br. 04/L-123 (далее - УПК РК) порядок привлечения к уголовной ответственности юридических лиц.

Как следует из ст. 1 Закона РК, им регулируются вопросы ответственности юридических лиц за уголовные преступления и устанавливаются уголовные санкции для юридических лиц за совершение преступлений, а также предусматривается уголовно-процессуальный порядок привлечения к уголовной ответственности юридических лиц. При этом согласно ст. 3 Закона, если иное не предусмотрено этим законодательным актом, к юридическим лицам применяются положения УК РК и УПК РК.

УК РК содержит общие положения относительно уголовной ответственности физических и юридических лиц. В частности, ч. 1 ст. 40 УК РК предусмотрено, что юридическое лицо несет уголовную ответственность за преступление, совершенное ответственным физическим лицом, действовавшим от имени юридического лица и в пределах его полномочий с целью получения выгоды этим юридическим лицом. Таким образом, уголовная ответственность юридического лица наступает за деяния, совершенные ответственным физическим лицом, и является производной от уголовно наказуемого деяния ответственного лица.

Используемые в косовском уголовном законодательстве понятия "юридическое лицо" и "ответственное лицо" раскрываются в ст. 120 УК РК и ст. 2 Закона РК. Согласно этим статьям под юридическими лицами в уголовном законодательстве понимаются национальные и иностранные юридические лица, признаваемые таковыми законодательством Республики Косово. Ответственным лицом признается физическое лицо, которому поручено юридическим лицом выполнение определенных обязанностей, или физическое лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица.

Из приведенных положений закона следует, что основанием для уголовной ответственности юридического лица является совершение преступления ответственным лицом, действующим в пределах своих полномочий от имени юридического лица с намерением получить определенную выгоду для юридического лица.

Таким образом, в Республике Косово реализована "идентификационная модель" уголовной ответственности юридических лиц, основанная на положении, согласно которому ответственность юридического лица наступает только в случае совершения преступления ответственным лицом.

В то же время из ч. 2 ст. 40 УК РК следует, что для привлечения к уголовной ответственности юридического лица не требуется обязательного привлечения к ответственности (осуждения) ответственного физического лица.

Привлечение юридического лица к уголовной ответственности осуществляется по Закону РК с учетом положений УК РК. Так, в соответствии со ст. 17 Закона РК при привлечении юридических лиц к уголовной ответственности применяются нормы Общей части УК РК, закрепляющие понятие и признаки преступления (ст. 7 УК РК), определяющие способ (ст. 8 УК РК), время (ст. 9 УК РК) и место (ст. 10 УК РК) совершения преступления, малозначительность деяния (ст. 11 УК РК), крайнюю необходимость (ст. 13 УК РК) и др.

В ч. 4 ст. 40 УК РК указано, что субъективный элемент уголовного преступления определяется только для соответствующего физического лица. Наличие субъективного элемента в деянии ответственного физического лица является обязательным для привлечения к уголовной ответственности юридического лица при наличии к тому оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 40 УК РК. При этом юридическое лицо несет ответственность как за оконченное преступление, так и за покушение на совершение преступления ответственным физическим лицом, когда такое покушение наказуемо в соответствии с косовским уголовным законодательством (ст. 7 Закона РК). В этом случае юридическому лицу может быть назначено более мягкое наказание.

На основании изложенного можно сделать однозначный вывод о том, что в Республике Косово юридическое лицо признается субъектом уголовной ответственности (но не субъектом преступления).

При этом, если юридическое лицо прекратило свое существование до завершения рассмотрения уголовного дела, к уголовной ответственности может быть привлечено юридическое лицо - его правопреемник. Если юридическое лицо прекратило свое существование после вынесения приговора, предусмотренные приговором санкции применяются к юридическому лицу, являющемуся его правопреемником. Юридическое лицо, находящееся в процедуре банкротства, несет ответственность за преступления, совершенные до начала и во время процедуры банкротства (ст. 6 Закона РК).

В то же время согласно ст. 7 Закона РК, если юридическое лицо добровольно прекратило совершение преступления, оно может быть освобождено от наказания.

  1. Санкции, применяемые к юридическим лицам.

К юридическим лицам могут быть применены уголовные наказания (штраф, ликвидация юридического лица) и меры безопасности (запрет на осуществление определенных видов деятельности, конфискация, опубликование судебного решения).

2.1. Штраф. Согласно ст. 9 Закона РК за уголовные преступления юридических лиц предусмотрен как мера наказания штраф, который не может быть ниже 1 000 евро и более 100 000 евро <8>. Размер штрафа для юридических лиц "привязан" к установленному уголовным законом размеру наказания в виде лишения свободы для физических лиц за совершение конкретных преступлений.

<8> Евро является государственной валютой Республики Косово с 1 января 2002 г. При этом Республика Косово не является официальным членом еврозоны и евро введено в качестве национальной государственной валюты в одностороннем порядке. См.: Никифоров К.В. Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX - начало XXI в. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник. М.; СПб.: Нестор-История, 2015.

Так, за преступления, наказуемые лишением свободы на срок от 15 дней до 3 лет, предусмотрен штраф для юридических лиц от 1 000 до 5 000 евро; за преступления, наказуемые лишением свободы на срок от 3 до 8 лет, - штраф от 5 000 до 15 000 евро; за преступления, наказуемые лишением свободы на срок от 8 до 20 лет, - штраф от 15 000 до 35 000 евро; за более тяжко наказываемые преступления - от 35 000 до 100 000 евро (ст. 10 Закона РК).

В указанных пределах суд назначает штраф в качестве наказания юридическому лицу с учетом предусмотренных законом смягчающих и отягчающих обстоятельств, а именно с учетом: характера совершенного преступления; последствий преступления; обстоятельств, при которых преступление совершено; экономических и численных характеристик привлекаемого к ответственности юридического лица; положения в юридическом лице ответственного физического лица (или лиц), совершившего преступление; действий юридического лица после совершения преступления, в том числе принятых юридическим лицом мер по предотвращению преступления и выявлению ответственного физического лица, совершившего преступление; отношения юридического лица к потерпевшим от совершения преступления; признания юридическим лицом ответственности за совершенное преступление. Кроме того, учитывается: привлекалось ли ранее это юридическое лицо к уголовной ответственности.

Может иметь место условное осуждение (ст. 12 Закона РК), когда денежный штраф назначается одновременно с установлением испытательного срока, в течение которого юридическое лицо не должно совершать нового преступления. Такой срок не может быть более 2 лет. Кроме того, условное осуждение может быть связано с выполнением юридическим лицом других обязательств, в частности с возвращением в течение определенного периода времени незаконно полученных доходов (собственности).

2.2. Ликвидация юридического лица. Наказание в виде ликвидации юридического лица может быть применено в случаях, когда установлено, что юридическое лицо было создано с целью совершения преступлений или осуществления видов деятельности главным образом для совершения преступлений (ст. 13 Закона РК).

Этот вид наказания не может быть применен к органам местного самоуправления и политическим организациям.

После вынесения судебного решения о ликвидации юридического лица оно реализуется в соответствии с законодательством о ликвидации юридических лиц.

2.3. Запрет на осуществление отдельных видов деятельности юридическим лицом может налагаться на срок до 3 лет с момента вступления приговора в силу. Эта мера применяется, если продолжение выполнения таких видов деятельности является опасным для жизни и здоровья людей или безопасности имущества, а также в случаях, когда юридическое лицо уже привлекалось к ответственности за совершение уголовного преступления при осуществлении такой деятельности.

2.4. Конфискация. Статьей 13 Закона РК предусмотрена возможность конфискации имущества (предметов) юридического лица и незаконно полученной им материальной выгоды. При этом согласно ст. 99 УК РК конфискация незаконно полученной юридическим лицом материальной выгоды является обязательной.

2.5. Публикация приговора. Суд может принять решение о публикации судебного решения (приговора) в полном объеме или в выдержках, если посчитает необходимым информирование о нем общества (ст. 13 Закона РК).

  1. Уголовно-процессуальные особенности привлечения к ответственности юридических лиц.

Уголовно-процессуальные особенности привлечения к ответственности юридических лиц установлены ст. 18 - 32 Закона РК. Согласно ст. 32 Закона РК, если иное не предусмотрено этим законом, при привлечении к ответственности юридических лиц применяются положения УПК РК.

Исходя из положений ст. 18 УПК РК преступление, совершенное ответственным физическим лицом, и соответствующее уголовное преступление юридического лица расследуются, как правило, совместно в рамках одного дела, по которому выносится единое судебное решение (приговор). Исключение составляют случаи, когда невозможно проведение расследования в отношении ответственного физического лица. В таких случаях допускается проведение расследования лишь в отношении юридического лица.

Уголовное производство по таким делам относится к юрисдикции суда, на территории которого было совершено преступление или покушение на совершение преступления. Если место совершения преступления неизвестно или оно находится за пределами территории Республики Косово, производство ведется судом, на территории которого находится привлекаемое к ответственности юридическое лицо или его административный орган. Если к ответственности привлекается иностранное юридическое лицо, юрисдикция определяется исходя из того, на территории какого суда находятся представительство или филиал такого юридического лица (ст. 19 Закона РК).

В уголовном процессе юридическое лицо представляет его представитель. Согласно ст. 20 Закона РК от имени обвиняемого юридического лица в уголовном производстве выступает представитель обвиняемого юридического лица, каковым является физическое лицо, полномочное представлять обвиняемое юридическое лицо в соответствии с законом, уставом или иным нормативным документом. Юридическое лицо имеет только одного представителя.

Суд удостоверяется в полномочиях представителя юридического лица и допускает его к участию в процессе. Представителем юридического лица не может быть физическое лицо, являющееся свидетелем по делу либо ответственным физическим лицом, привлекаемым к ответственности, за исключением случая, когда ответственное лицо является единственным членом юридического лица, т.е. единственным уполномоченным на представление обвиняемого юридического лица.

Представителем иностранного юридического лица является управляющий (руководитель) представительством или филиалом этого юридического лица, осуществляющего свою деятельность в Республике Косово.

В соответствии со ст. 21 Закона РК суд уведомляет обвиняемое юридическое лицо о том, что оно обязано назначить своего представителя в течение 8 дней с момента уведомления. Если обвиняемое юридическое лицо не назначит в этот срок своего представителя, он назначается судом, в производстве которого находится дело.

Если физическое лицо, назначенное представителем, не явилось в суд, возможен его принудительный привод по решению суда (ст. 23 Закона РК).

Привлекаемое к ответственности юридическое лицо вправе иметь адвоката для защиты своих интересов. При этом привлекаемые к ответственности юридическое лицо и ответственное физическое лицо не могут иметь одного адвоката (ст. 25 Закона РК).

Обвинительное заключение в отношении юридического лица должно включать данные о наименовании, адресе и деятельности юридического лица, его регистрационном номере, а также об имени и фамилии его представителя. Если представитель иностранец, указываются данные о дате его рождения и месте проживания, гражданстве и номере загранпаспорта (ст. 27 Закона РК).

В ходе судебного разбирательства представитель выступает от имени обвиняемого юридического лица. В ходе судебного разбирательства сначала допрашивается ответственное физическое лицо, а затем представитель обвиняемого юридического лица. Суд может провести очную ставку между ответственным физическим лицом и представителем обвиняемого юридического лица, если их показания в отношении важных для разрешения дела фактов расходятся (ст. 28 Закона РК).

Особенности содержания приговора при привлечении к ответственности юридического лица предусмотрены ст. 29 Закона РК. В оформленном в письменном виде приговоре указываются: наименование, местонахождение, деятельность и регистрационный номер обвиняемого юридического лица, имя и фамилия его представителя с учетом особенностей отражения данных о представителе юридического лица - иностранце (ст. 29 Закона РК).

Статья 31 Закона РК предусматривает, что суд в целях устранения опасности совершения новых преступлений юридическим лицом может применить к нему такие превентивные меры (меры защиты), как: запрет на осуществление определенных видов деятельности или работ; запрет на использование в деятельности государственных или муниципальных средств; запрет на получение государственных разрешений, лицензий, концессий и субсидий. При этом запрет на осуществление отдельных видов деятельности или работ не может быть применен к муниципальным органам (органам местного самоуправления), политическим партиям и профсоюзам.

Указанные виды запретов, как это предусмотрено ст. 16 Закона РК, применяются к юридическим лицам, которым назначено наказание в виде штрафа. При этом срок запретов не может быть более 5 лет со дня вступления в силу судебного решения. По истечении 3 лет с момента вступления в силу судебного решения по просьбе юридического лица судом могут быть отменены указанные запреты. Решение об отмене запретов принимается с учетом "поведения" юридического лица.

Литература

  1. Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть: Монография / В.Н. Додонов; Под общ. ред. С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2010. 448 с.
  2. Малиновский А.А. Сравнительное уголовное право / А.А. Малиновский. М.: Юрлитинформ, 2014. 592 с.
  3. Никифоров К.В. Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX - начало XXI в. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник / К.В. Никифоров. М.; СПб.: Нестор-История, 2015. 480 с.
  4. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Боснии и Герцеговины / А.В. Федоров // Российский следователь. 2018. N 9. С. 73 - 78.
  5. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству бывшей Югославской Республики Македония / А.В. Федоров // Российский следователь. 2018. N 8. С. 73 - 80.
  6. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Республики Сербия / А.В. Федоров // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2015. N 4. С. 13 - 21.
  7. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Республики Словения / А.В. Федоров // Российский следователь. 2018. N 5. С. 75 - 80.
  8. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Республики Хорватия / А.В. Федоров // Российский следователь. 2018. N 6. С. 76 - 80.
  9. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Республики Черногория / А.В. Федоров // Российский следователь. 2018. N 7. С. 69 - 76.
  10. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Словении и Хорватии / А.В. Федоров // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2018. N 2. С. 13 - 23.
  11. Федоров А.В. Уголовно-процессуальное производство по делам о преступлениях юридических лиц в Республике Сербия / А.В. Федоров // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2015. N 4. С. 33 - 41.