Мудрый Юрист

Некоторые меры предупреждения преступности, связанной со склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Савинков Антон Андреевич, аспирант Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В статье рассматриваются вопросы предупреждения преступности, связанной со склонением к потреблению наркотиков. С учетом зарубежного опыта, мнений научных и практических работников предлагается изменить некоторые условия установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и условия применения отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, а также усилить контроль в местах массового досуга молодежи.

Ключевые слова: предупреждение, склонение, наркотики, административный надзор, отсрочка отбывания наказания.

SOME MEASURES OF PREVENTION OF CRIMES INVOLVING INDUCEMENT TO ABUSE OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES OR THEIR ANALOGUES

A.A. Savinkov

Savinkov Anton A., Postgraduate Student of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation.

The article is devoted to some questions of prevention of the criminality, bound with inclining into using narcotic drugs. The author offers to change some legal norms, which regulate administrative control and reprieve for drug addicts and to accelerate control in places of youth leisure. The offers are based on foreign legal experience, on positions of scientific and practice workers.

Key words: prevention, inclining, narcotic drugs, administrative control, reprieve for drug addicts.

Предупреждение преступности как совокупность системных и взаимосвязанных мероприятий включает в себя интегрированную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, органов государственного и муниципального контроля, юридических и физических лиц в рамках их компетенции в целях снижения риска совершения преступлений посредством выявления и устранения факторов, им способствующих (профилактика), и недопущения готовящихся преступлений <1>.

<1> Жубрин Р.В. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества: Монография / Под общ. ред. Р.В. Жубрина. М.: Проспект, 2016. С. 20.

Необходимость предупреждения преступности, образованной склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов <2>, продиктована тем, что в результате данных преступлений расширяется девиантная среда потребителей наркотиков. По оценкам различных ученых, до 80% лиц, потребляющих наркотики, начали пробовать данные препараты под воздействием других лиц <3>. В связи с этим численность больных наркоманией (в 2016 г. в амбулаторных наркологических учреждениях страны зарегистрировано 292 тыс. таких лиц <4>) указывает на значительную распространенность данного вида преступности и ее последствий. О распространенности склонения к потреблению наркотиков свидетельствуют и результаты опросов населения. Опросом студентов установлено, что в отношении 30 (55,5%) из 54 респондентов совершались действия, направленные на возбуждение у них желания потребить наркотик. Опрос граждан (работающей молодежи) показал, что в отношении 49 (70,0%) из 70 респондентов совершались упомянутые действия. Однако граждане, как правило, не сообщают о данных фактах в правоохранительные органы. Мотивы такого поведения различны: например, не считают деяние опасным, выгораживают склонителя, не хотят тратить время на участие в расследовании, считают обращение в правоохранительные органы опасным для себя. Деятельность правоохранительных органов осложнена нехваткой кадров, финансовых и технических средств, загруженностью по иным преступлениям, недостатком опыта по раскрытию склонения, трудностями при квалификации и иными факторами <5>. Данные обстоятельства в значительной степени осложняют противодействие склонению, поэтому предупредительные меры приобретают особую актуальность. Рассмотрим некоторые направления предупреждения склонения к потреблению наркотиков.

<2> Далее: "склонение", "склонение к потреблению наркотиков", "наркотики".
<3> См.: Евланова О.А. Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств в Российской Федерации. Региональные различия: Монография / Под ред. О.А. Евлановой. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 15.
<4> Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2015 - 2016 годах: Статистический сборник. М., 2017. С. 19 - 20.
<5> Мотивы и факторы указали опрошенные прокуроры по надзору за ОРД, 51 респондент.

I. Среда лиц, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и сильнодействующих веществ, характеризуется значительным рецидивом. Около 16,8 - 20,2% от всех лиц, осужденных в 2015 - 2017 гг. за преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами, ранее совершали преступления, связанные с данными препаратами, а около 7 - 7,56% - совершили преступление, связанное с наркотиками или сильнодействующими веществами, признанное рецидивом после осуждения за преступление такого же рода <6>.

<6> См.: Статистические формы 1-МВ-НОН за 2015 - 2017 гг. Эта среда осужденных преимущественно состоит из лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками. Удельный вес осужденных за преступления, связанные с сильнодействующими веществами (ст. 234 УК РФ), составляет лишь 0,34%, но и среди них наблюдается рецидив после осуждения за преступление того же рода.

Представители данной среды принимают участие в распространении наркотиков. В 2015 - 2017 гг. 8,5 - 9,6% от осужденных по ст. 228.1 УК РФ совершили сбыт при рецидиве после осуждения за преступление, связанное с оборотом наркотиков или сильнодействующих веществ. В тот же период 13 - 15,7% от осужденных по ст. 232 УК РФ осуждены за содержание притона для потребления наркотиков при рецидиве после осуждения за преступление, связанное с оборотом наркотиков или сильнодействующих веществ.

Сбытчики наркотиков и содержатели притонов заинтересованы в расширении среды наркопотребителей, поэтому для них характерно совершение склонения к потреблению наркотиков. Некоторая часть совершенных фактов склонения получает отражение в статистике. В 2015 - 2017 гг. 7,4% осужденных за склонение лиц ранее совершали преступления, связанные с оборотом наркотиков или сильнодействующих веществ, около половины из них совершили склонение при рецидиве после осуждения за преступление, связанное с оборотом упомянутых препаратов.

Сравнительно высокие показатели рецидива обусловлены рядом факторов. Один из них - недостаточность административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Исследования показали, что значительная часть (30%) сотрудников ОВД считает административный надзор недостаточно эффективным. Обстоятельства, снижающие эффективность надзора, разнообразны: узкий спектр административных ограничений, специфика личности поднадзорного лица, сложности его трудоустройства, несовершенство межведомственного взаимодействия и взаимодействия между подразделениями ОВД, недостатки систем учета, непринятие мер к постановке на учет, привлечение к профилактической работе сотрудников непрофильных подразделений <7>. Ученые отмечают несовершенство условий, определяющих основания установления надзора, предлагают расширить возможности его применения <8>.

<7> См.: Кашкина Е.В., Хандогина А.В. О проблемах осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Аналитический обзор. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. С. 12, 16 - 26; Бабушкин А.А., Зеленов Ю.Н. Оперативно-розыскное обеспечение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в современных условиях: Монография. М.: ФГКУ "ВНИИ МВД России", 2014. С. 57 - 69.
<8> См.: Пропостин А.А., Никитин А.Д. Постпенитенциарный административный надзор: Монография. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 168 - 169; Зырянова Ю.В. Криминологическая характеристика насилия в отношении несовершеннолетних членов семьи и его предупреждение (по материалам Южно-Сибирского региона): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 248.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор может устанавливаться в отношении лица, осужденного за наркопреступление при условиях совершения им: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частями первыми ст. 228, 231, 234.1, ст. 228.3 УК РФ, при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 той же статьи: 1) лицо признано злостным нарушителем режима отбывания наказания; 2) лицо совершило два и более административных правонарушений после освобождения.

В то же время в ч. 2 ст. 3 Закона N 64-ФЗ определен иной порядок установления административного надзора. В отношении осужденных за преступления некоторых категорий надзор устанавливается независимо от оснований, предусмотренных ч. 3 той же статьи. К таким преступлениям относятся, например, преступления против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних, значительное число преступлений с экстремистским мотивом. Предупреждение наркопреступлений в силу их опасности представляется не менее значимым. Рецидив среди наркопреступников указывает на возможность применения к ним подобного "упрощенного" механизма установления надзора. Такой порядок установления надзора существует за рубежом. Согласно § 34 Закона ФРГ об обороте наркотиков 1981 г. (в действ. ред.) административный надзор без каких-либо дополнительных оснований может назначаться в отношении осужденного за наркопреступление, имеющее повышенную опасность. К таким преступлениям относятся, например, незаконные культивирование, производство, передача, торговля наркотиками, склонение к потреблению наркотиков, в случае если они совершены профессионально или подвергли угрозе здоровье нескольких лиц (§ 29); передача наркотика несовершеннолетнему, торговля наркотиками в значительном размере или в составе преступной группы (§ 29a), что в определенной степени соотносимо с квалифицированными составами наркопреступлений по УК РФ.

Такой "упрощенный" механизм установления надзора следует применить не только к наиболее опасным преступлениям, связанным с наркотиками и сильнодействующими веществами, но и к ст. 234.1 УК РФ, поскольку она ориентирована на борьбу с распространением препаратов, обладающих наркотическим воздействием. В связи с этим целесообразно дополнить ч. 2 ст. 3 Закона N 64-ФЗ (категории преступлений, осужденным по которым может быть установлен надзор без дополнительных условий) п. 5: совершение "тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного статьями 228 - 234 УК РФ; совершение преступлений, предусмотренных статьей 234.1 УК РФ".

Кроме того, ст. 3 Закона N 64-ФЗ не предоставила возможность устанавливать административный надзор в отношении осужденных по частям первым ст. 230, 232 УК РФ. Как многие склонители, так и содержатели притонов потребляют наркотики, имеют связи в среде лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков. Данные факты способствуют возвращению осужденных к совершению наркопреступлений. Санкции частей первых ст. 230, 232 УК РФ выше санкции ч. 1 ст. 231 УК РФ, административный надзор по которой возможен. Не предусмотрена возможность установления административного надзора и в отношении лиц, осужденных по ч. 1 ст. 228.4 УК РФ (производство, сбыт, пересылка прекурсоров), что вызывает сомнения, поскольку установлена такая возможность для всех частей ст. 228.3 УК РФ (хранение прекурсоров), являющейся менее тяжким деянием. Вне поля зрения остались и ч. 1, 2 ст. 234 УК РФ, хотя оборот сильнодействующих веществ является своего рода "криминальным бизнесом", а среди осужденных по ст. 234 УК РФ 9,4 - 10,8% ранее совершали преступления, связанные с наркотиками или сильнодействующими веществами, а 3 - 5% совершали преступление при рецидиве после осуждения за преступление с указанными препаратами.

Определенные сомнения вызывает правильность подхода, согласно которому для установления надзора в отношении лиц, осужденных по частям первым ст. 228, 234.1, 231, ст. 228.3 УК РФ, требуется совершение "двух и более преступлений". Представляется, что если лицо, отбывшее лишение свободы за хранение наркотиков по ч. 1 ст. 228 УК РФ, после освобождения неоднократно привлекается к административной ответственности, особенно за незаконные действия с наркотиками, то применение к такому лицу административного надзора вполне оправданно. О возможности упрощения установления надзора свидетельствует зарубежный опыт. По Закону Украины от 1 декабря 1994 г. N 264/94-ВР "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и одноименному Закону Республики Казахстан от 15 июня 1996 г. N 28-1 осужденные "за одно из преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков", становятся поднадзорными без учета количества преступлений. В связи с этим представляется возможным изложить п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 64-ФЗ (перечень нетяжких преступлений, осужденным за которые может быть назначен надзор) в следующей редакции: совершение "преступления, предусмотренного частями первыми статей 228, 228.4, 230, 231, 232, статьей 228.3, частями 1, 2 статьи 234 УК РФ".

II. В большинстве изученных приговоров по ст. 230 УК РФ имелись сведения о потреблении наркотиков осужденным. По материалам уголовных дел, 12 из 17 осужденных по ст. 230 УК РФ имеют наркологические расстройства (7 - опийные и героиновые наркоманы, 5 - диагноз "эпизодическое употребление наркотиков" или "употребление наркотиков с вредными последствиями"). По мнению 17,6% опрошенных прокуроров по надзору за ОРД, граждане начинают совершать склонение на постоянной основе из-за наркотической зависимости.

Предупреждение совершения преступлений на почве наркомании требует повышения эффективности лечения наркоманов. Статья 82.1 УК РФ позволяет в целях лечения отсрочить исполнение наказания осужденным, больным наркоманией. В 2015 г. данная норма применена к 157 лицам, в 2016 г. - 156, в 2017 г. - 130 <9>. Эксперты связывают такие невысокие показатели применения этой нормы как с организационными факторами, так и с несовершенством ст. 82.1 УК РФ <10>. В соответствии с ней отсрочка может применяться только в отношении лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231, ст. 233 УК РФ. В научной литературе отмечалось, что в случае расширения данного перечня отсрочка отбывания наказания больным наркоманией заработает более эффективно. Предлагалось расширить его действие на преступления небольшой тяжести <11>. Обосновывалось применение ст. 82.1 УК РФ к осужденным по ст. 232 УК РФ, так как значительная часть данных лиц (содержатели притонов низшего звена) нуждаются в лечении <12>. За рубежом существуют примеры применения данного института к более широкой категории осужденных, чем установленной в ст. 82.1 УК РФ. Согласно § 35 Закона ФРГ об обороте наркотиков 1981 г. возможно применение отсрочки для лечения от наркомании в отношении лиц, совершивших преступления в результате наркозависимости, если наказание не превышает двух лет лишения свободы. С учетом германского опыта следует поддержать упомянутые предложения ученых о расширении числа преступлений, при совершении которых может применяться ст. 82.1 УК РФ. Перечень таких преступлений следует дополнить и ч. 1 ст. 230 УК РФ.

<9> Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. URL: https://fsin.su/.
<10> Жубрин Р.В. Указ. соч. С. 351.
<11> Степашин В.М. Условное осуждение и отсрочка отбывания наказания: Монография. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 245 - 246.
<12> Шекк Е.А. Актуальные направления предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков // Проблемы детерминации и предупреждения преступности / Под ред. А.И. Долговой. М., 2017. С. 322.

III. Опрос граждан показал, что значительная доля склонений к потреблению наркотиков (21,5%) происходит в ночных клубах (на дискотеках). По мнению депутатов ГД ФС РФ, криминогенная обстановка в развлекательных заведениях обусловлена отсутствием достаточных мер профилактики потребления наркотиков в таких местах, а также тем, что "хозяева клубов закрывают глаза на употребление наркотиков ради выгоды, а ответственность же за такое молчание отсутствует" <13>. В целях совершенствования профилактики незаконного оборота наркотиков в развлекательных учреждениях предлагается изменить Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части возложения обязанности по осуществлению контроля за соблюдением норм законодательства о запрете потребления наркотиков на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оказания услуг по организации досуга и развлечений <14>.

<13> Пояснительная записка к законопроекту N 1075391-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: https://duma.gov.ru/.
<14> Законопроект N 1075391-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (внесен в ГД ФС РФ 18.05.2016). URL: https://duma.gov.ru/.

Эксперты отмечают, что участие юридических лиц и предпринимателей в профилактике правонарушений является их правом, а не обязанностью <15>. В то же время в законодательстве существует исключение из этого правила, вызванное повышенной опасностью посягательств (ответственность за несообщение о некоторых преступлениях - ст. 205.6 УК РФ). В силу повышенной опасности наркопреступлений и особенностей их совершения на территории развлекательных учреждений критика экспертов представляется спорной.

<15> Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции на проекты Федеральных законов N 940577-6, N 1075391-6. URL: https://duma.gov.ru/.

Предложенный законодателями контроль за соблюдением антинаркотического законодательства должен выражаться в антинаркотической пропаганде и незамедлительном информировании правоохранительных органов о фактах распространения или потребления наркотиков в развлекательных заведениях.

В связи с этим КоАП РФ предлагается дополнить ст. 6.16.2 "Непринятие мер, направленных на предупреждение сбыта и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Эта статья предполагает ответственность за "создание условий для сбыта и незаконного потребления наркотиков, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния". Создание условий для сбыта и потребления наркотиков подпадает под признаки ст. 228.1, 232 УК РФ, на что обращают внимание эксперты <16>. В связи с этим предлагаемый запрет представляется избыточным.

<16> Официальный отзыв Правительства РФ на проект Федерального закона N 1075391-6. URL: https://duma.gov.ru/.

Другое предлагаемое правонарушение - ст. 6.16.2 КоАП РФ "Неисполнение обязанности по контролю за исполнением законодательства о запрете на потребление наркотиков". Эксперты отмечают в качестве недостатка предлагаемой нормы недостаточную четкость ее формулировки. Следовало бы указать на конкретные деяния, влекущие административную ответственность юридического лица или индивидуального предпринимателя в сфере оказания услуг по организации досуга и развлечений, к которым, по нашему мнению, можно отнести "несообщение или несвоевременное сообщение уполномоченным работником о фактах пропаганды, незаконной рекламы, сбыта, потребления и (или) иных заведомо незаконных действий с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, сильнодействующими или новыми потенциально опасными психоактивными веществами".

Литература

  1. Бабушкин А.А. Оперативно-розыскное обеспечение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в современных условиях: Монография / А.А. Бабушкин, Ю.Н. Зеленов. М.: ФГКУ "ВНИИ МВД России", 2014. 100 с.
  2. Евланова О.А. Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств в Российской Федерации. Региональные различия: Монография / О.А. Евланова; Под ред. О.А. Евлановой. М.: Юрлитинформ, 2013. 304 с.
  3. Жубрин Р.В. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества: Монография / Р.В. Жубрин; Под общ. ред. Р.В. Жубрина; Академия ГП РФ. М.: Проспект, 2016. 656 с.
  4. Зырянова Ю.В. Криминологическая характеристика насилия в отношении несовершеннолетних членов семьи и его предупреждение (по материалам Южно-Сибирского региона): Дис. ... канд. юрид. наук / Ю.В. Зырянова. М., 2018. 348 с.
  5. Кашкина Е.В. О проблемах осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Аналитический обзор / Е.В. Кашкина, А.В. Хандогина. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. 33 с.
  6. Пропостин А.А. Постпенитенциарный административный надзор: Монография / А.А. Пропостин, А.Д. Никитин. М.: Юрлитинформ, 2016. 189 с.
  7. Степашин В.М. Условное осуждение и отсрочка отбывания наказания: Монография / В.М. Степашин. М.: Юрлитинформ, 2016. 328 с.
  8. Шекк Е.А. Актуальные направления предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков / Е.А. Шекк // Проблемы детерминации и предупреждения преступности / Под ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2017. С. 318 - 323.