Мудрый Юрист

Роль и место суда в системе субъектов предупреждения преступлений

Костюк Михаил Федорович, профессор кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук.

В статье анализируются правовое регулирование и специфика предупредительной деятельности суда.

Ключевые слова: суд, преступление, наказание, цель, предупреждение, определение.

THE ROLE AND PLACE OF COURT IN THE SYSTEM OF CRIME PREVENTION SUBJECTS

M.F. Kostyuk

Kostyuk Mikhail F., Professor of the Department of State, Criminal and Legal Disciplines of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Law, Professor.

The article analyzes the legal regulation and specifics of preventive activities of the court.

Key words: court, crime, punishment, purpose, prevention, determination.

К числу государственных органов, предупредительная деятельность которых не нашла должной правовой и научной оценки, относится суд. С точки зрения правового регулирования его специфика заключается в том, что соответствующие правовые нормы рассредоточены в различных отраслях права, однако они реализуются преимущественно с помощью принятия предусмотренных законом судебных решений. Это определяет роль и место суда в предупреждении преступлений. В Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 (в ред. от 14.12.2017 N 1555) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" определены основные направления ее дальнейшего развития. К ним относятся обеспечение доступа граждан к правосудию, его открытость и прозрачность, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений <1>. Эффективная реализация данных мер не только способствует общему и специальному предупреждению преступности, но и укрепляет уверенность граждан в неотвратимости ответственности за противоправное поведение.

<1> Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 (в ред. от 14.12.2017 N 1555) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 13.

Деятельность суда в системе предупреждения преступлений - явление социально-правовое. Ее актуальность определяется многими факторами, в том числе появлением новых видов судебных юрисдикций. К примеру, перспективным направлением предупреждения преступности несовершеннолетних, в том числе рецидивной, являются создание ювенальной юстиции, расширение ювенальных технологий и подходов.

В Стратегии национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683) <2> в числе главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности называется совершенствование правового регулирования предупреждения преступности. Данная деятельность является частью политики государства по борьбе с преступностью. При этом актуализируются проблема взаимодействия и координации деятельности правоохранительных органов в этой сфере, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системе.

<2> Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть II). Ст. 212.

Суды рассматриваются нами как субъекты предупреждения преступлений, правовой основой которого являются юридические нормы (правовые средства). Указанная деятельность суда основана прежде всего на конституционных нормах и нормах различных отраслей законодательства, других нормативных актах, приказах, инструкциях и т.п.

Признавая человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ), государство, таким образом, берет на себя обязанность их соблюдать и защищать, в том числе путем принятия решений, направленных на предупреждение их нарушений, обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Предупредительная деятельность суда реализуется при назначении наказания, применении иных мер уголовно-правового характера, что закреплено в ч. 2 ст. 43 УК РФ, согласно которой "наказание применяется в целях... предупреждения совершения новых преступлений". Данная цель развивает положение ст. 2 УК РФ, предусматривающей в числе задач УК РФ предупреждение преступлений. Помимо этого, нормы Особенной части УК РФ закрепляют круг деяний, запрещенных под угрозой наказания. Факт их наличия оказывает предупредительный эффект путем воздействия на правосознание неустойчивых граждан.

Реализуя уголовно-правовые нормы, осуществляя тем самым предупредительную деятельность, суд тем не менее законодательно не признается субъектом предупредительной (профилактической) деятельности. Исправить данное положение возможно путем дополнения ст. 5 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации") <3> указанием на то, что суд наряду с другими органами является субъектом профилактики правонарушений. Следует также определить компетенции суда в этом вопросе. Суд в их числе не назван, однако это не означает, что судам не присуща профилактическая деятельность. Определены и основные направления профилактики правонарушений (ст. 6), в числе которых называется предупреждение правонарушений. Основными направлениями реализации профилактики правонарушений являются выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, выявлению лиц, склонных к их совершению. Данный вид деятельности присущ и суду, что должно найти соответствующее правовое закрепление.

<3> Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 26 (часть I). Ст. 3851.

Особенность предупреждения судами преступлений состоит в осуществлении правосудия и судопроизводства, что составляет его содержание. По сравнению с уголовным законодательством предупредительная деятельность суда шире. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом. Уголовное судопроизводство представляет собой досудебное и судебное производство по уголовному делу. Его назначением являются (ст. 6 УПК РФ) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Особая роль в осуществлении судопроизводства принадлежит Конституционному Суду РФ. Это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства <4>. Целью его деятельности является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ. Предупредительный аспект деятельности Конституционного Суда РФ состоит в том, что он по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле (ст. 3).

<4> Статья 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 28.12.2016 N 11-ФКЗ) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 05.02.2014 N 4-ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации") <5> правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", не допускается. На это указывается и в ст. 8 УПК РФ.

<5> Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 05.02.2014 N 4-ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Должностным лицом, уполномоченным отправлять правосудие, является судья, рассматриваемый нами как непосредственный субъект предупреждения преступлений. Данное утверждение вытекает прежде всего из его полномочий (ст. 29 УПК РФ). Только суд, при наличии к тому оснований, правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применять принудительные меры медицинского характера или меры воспитательного воздействия, отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

Специфическим методом предупреждения преступлений является закрепленное в ч. 4 ст. 29 УПК РФ положение о том, что суд при рассмотрении уголовного дела и выявлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, вправе вынести частное определение или постановление. Это весьма эффективное, персонифицированное средство, способствующее устранению различного рода причин правонарушений. В них обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

Так, 15 ноября 2010 г. Московским городским судом <6> было вынесено частное постановление, в котором, во-первых, обращено внимание заместителя Генерального прокурора РФ на отсутствие надлежащей организации прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в уголовном судопроизводстве по уголовному делу. Во-вторых, обращено внимание начальника Следственного комитета при МВД РФ на отсутствие надлежащей организации процессуального контроля за расследованием по уголовному делу в отношении ряда граждан.

<6> Дело N 2-20/10 // Архив Московского городского суда.

Другой пример. 17 декабря 2014 г. Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда <7> вынесла частное определение по делу N 10-14977/2014, в котором определила обратить внимание судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы Ш. на ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей при производстве по уголовному делу в отношении С.

<7> Дело N 10-14977/2014 // Архив Московского городского суда.

В ст. 5 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 15.02.2016 N 2-ФКЗ) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <8> закреплены основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров. К их числу относится содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такой подход законодателя отражает предупредительную роль арбитражного суда как субъекта данного вида деятельности и может быть учтен другими судами.

<8> Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 15.02.2016 N 2-ФКЗ) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.

Данный вопрос может быть решен на законодательном уровне путем дополнения ст. 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" указанием в числе субъектов профилактики правонарушений судов с определением их компетенций в этом вопросе.