Мудрый Юрист

Приоритеты обеспечения национальной безопасности в контексте интересов личности: конституционно-правовой анализ

Колоткина О.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета.

В статье изучаются приоритетные направления обеспечения национальной безопасности через призму интересов личности. Интересы личности включены в национальные интересы, наряду с интересами общества и государства. Интересам личности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отведено первостепенное место, что соответствует конституционному принципу о высшей ценности прав и свобод человека. Автором показано разнообразие интересов личности при обеспечении безопасности в различных сферах жизнедеятельности. Реализация указанных интересов личности позволит достичь состояния защищенности от разноплановых опасностей, угроз и рисков, при котором обеспечивается беспрепятственная реализация человеком и гражданином своих конституционных прав и свобод, достойные качество и уровень жизни личности, а также развитие личностного потенциала. Юридическим выражением интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности предлагается признать "право личности на безопасность", которое в настоящее время по своей природе является своеобразным правом-гарантией каждого конституционного права личности.

Ключевые слова: приоритетные сферы обеспечения национальной безопасности, интересы личности в сфере обеспечения безопасности, конституционные права и свободы личности, национальные интересы Российской Федерации, право личности на безопасность.

Priorities of national security in the context of individual interests: constitutional and legal analysis

O.A. Kolotkina

Kolotkina O.A., candidate of law, associate professor of department of competition law and antitrust regulation of the Ural state university of economics.

The article studies the priority areas of national security through the prism of the interests of the individual. The interests of the individual are included in the national interests, along with the interests of society and the state. The interests of the individual in the national security Strategy of the Russian Federation are given a priority place, which corresponds to the constitutional principle of the highest value of human rights and freedoms. The author shows the variety of interests of the individual in ensuring security in various spheres of life. The realization of these interests of the individual will allow to achieve a state of protection from diverse dangers, threats and risks, which provides unhindered implementation of human and citizen of their constitutional rights and freedoms, decent quality and standard of living of the individual, as well as the development of personal potential. Legal expression of the interests of the individual in the sphere of national security is proposed to recognize the "right of the individual to security", which is now by its nature a kind of right-a guarantee of each constitutional right of the individual.

Key words: priority areas of national security, interests of the individual in the field of security, constitutional rights and freedoms of the individual, national interests of the Russian Federation, the right of the individual to security.

В соответствии с базовым Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" <1> и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации <2>, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, национальная безопасность российского государства включает в себя систему интересов таких объектов ее обеспечения, как личность, общество и государство.

<1> Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. 2010. N 295.
<2> Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

С точки зрения теории права категория "интерес" представляет собой осознанные субъектом потребности, которые обусловлены национально-культурными особенностями и сформировавшимися ценностями, социально-экономическим и политическим устройством общества на определенном этапе его исторического развития. Формирование интересов представляет собой довольно сложный процесс осознания потребностей <3>. Таким образом, интерес представляет собой осознание потребностей каким-либо субъектом (личностью, обществом или государством) в процессе достижения конкретных целей в различных сферах жизнедеятельности.

<3> Пономарев Н.Н. Национальные интересы в Концепции национальной безопасности России: проблемы теории и практики // Общество и право. 2010. N 4 (31). С. 69 - 72.

В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации используется категория "национальные интересы Российской Федерации", содержание которой включает в себя интересы (объективно значимые потребности) личности, общества и государства, связанные с обеспечением безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества. Стоит отметить и двойственную природу национальных интересов. С одной стороны, национальные интересы носят ярко выраженный субъективный характер, так как носители этих интересов конкретные субъекты - личность, общество и государство. С другой стороны, просматривается и объективный характер национальных интересов, который заключается в том, что личность, общество и государство становятся объектами обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности (политической, военной, социальной, духовной и др.).

Интересы личности в сфере обеспечения безопасности признаются в качестве одних из признанных на законодательном уровне национальных интересов, обеспечение которых осуществляется посредством реализации стратегических национальных приоритетов. К интересам личности Стратегия относит объективно значимые потребности личности в обеспечении их защищенности и устойчивого развития (п. 6). Стратегия отдельно обозначает и национальные интересы на долгосрочную перспективу относительно личности - повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны (п. 30). Таким образом, основной целью обеспечения национальной безопасности является в том числе и удовлетворение потребности личности находиться в таком состоянии защищенности от разноплановых опасностей, рисков и угроз (в различных сферах), при котором: а) обеспечивается беспрепятственная реализация человеком и гражданином своих конституционных прав и свобод; б) достойные качество и уровень жизни личности; в) развитие личностного потенциала.

Действующая Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определяет стратегические национальные приоритеты обеспечения национальной безопасности. В частности, к таким приоритетным направлениям, затрагивающим интересы личности напрямую или косвенно, можно отнести (таблица 1):

Таблица 1

Стратегические национальные приоритеты системы обеспечения национальной безопасности, затрагивающие интересы личности (по Стратегии национальной безопасности Российской Федерации)

Стратегические национальные приоритеты обеспечения национальной безопасности

Интересы личности

Государственная и общественная безопасность

защита основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и от преступных посягательств (п. 42 Стратегии)

Повышение качества жизни российских граждан

обеспечение качества жизни; развитие человеческого потенциала; удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей;

снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов (п. 50 Стратегии)

Наука, технологии и образование

повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований (п. 67 Стратегии)

Здравоохранение

увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;

повышение доступности и качества медицинской помощи;

соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п. 71 Стратегии)

Таким образом, личность, ее конституционные права и свободы в соответствии с п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации являются стратегическим национальным приоритетом в сфере обеспечения национальной безопасности.

Юридическим выражением интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности является право личности на безопасность, представляющее собой индивидуальное притязание индивида относительно состояния защищенности от разноплановых опасностей, угроз и рисков, возникающих в отдельных сферах социальной жизни <4>. Такое состояние защищенности интересов личности - это не абстрактное состояние, а состояние, которое можно оценить через основные показатели. К таким показателям можно отнести удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств.

<4> Колоткина О.А., Ягофарова И.Д. Право личности на безопасность: к вопросу о расширении перечня конституционных прав и свобод // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 94 - 96.

Впрочем, и сама юридическая природа права личности на безопасность является специфичной. По своей сути право личности на безопасность является своеобразным "правом-гарантией", незримо присутствующим в любом конституционном праве человека и гражданина. Такое "право-гарантия" требует от государства создания условий защищенности интересов личности во всех сферах жизнедеятельности, где реализуются конституционные права и свободы (политическая, социальная, экономическая, юридическая, духовная и др.). С учетом современных вызовов в сфере обеспечения национальной безопасности реализация каждого конституционного права личности должна быть обеспечена со стороны государства соответствующим правом-гарантией - правом личности на безопасность.

В настоящее время в Российской Федерации создана правовая основа обеспечения безопасности. Анализ системы действующих нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности позволяет выделить отдельные аспекты правового регулирования интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности (таблица 2).

Таблица 2

Правовые основы обеспечения безопасности личности

Нормативный правовой акт

Аспекты правового регулирования

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Государство гарантирует права и свободы человека и гражданина (ст. 17), в том числе и посредством их защищенности (ст. 45)

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 05.10.2015)

Личность обозначается в качестве обособленного объекта обеспечения безопасности; признается разнообразие видов безопасности различных объектов - личности, общества и государства (ст. 1)

Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

Обозначает место личности в системе обеспечения национальной безопасности (п. 6);

раскрывает содержание понятия "национальные интересы Российской Федерации", конкретизируя интересы личности (п. 6);

обозначает разноплановые опасности, риски и угрозы интересам личности в отдельных сферах национальной безопасности;

определяет основные индикаторы безопасности личности - защищенность конституционных прав и свобод; достойное качество и уровень жизни; развитие личностного потенциала

Проведенный анализ норм действующего законодательства позволяет сделать ряд промежуточных выводов.

Во-первых, личность рассматривается в качестве обособленного субъекта и объекта национальной безопасности Российской Федерации, требующего обеспечения со стороны государства должного уровня защищенности своих законных интересов, прав и свобод от различного рода опасностей, угроз и рисков посредством их должного прогнозирования, минимизирования и (или) устранения.

Во-вторых, интересы личности в сфере обеспечения национальной безопасности сводятся к ее потребностям в различных сферах, их защищенности со стороны государства.

В-третьих, интерес личности в сфере обеспечения безопасности заключается не только в беспрепятственной реализации своих конституционных прав и свобод, но и в ее устойчивом развитии <5>.

<5> Давыдов Л.В., Стребков А.И. Безопасность как защита жизненно важных интересов личности, общества и государства // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. N 6.

В-четвертых, юридическим выражением интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности является "право личности на безопасность", под которым следует понимать предоставленную человеку и гарантированную государством возможность находиться в таком состоянии защищенности своих жизненно важных интересов, при котором негативные факторы (опасности, риски, угрозы) будут своевременно спрогнозированы, минимизированы, предупреждены и устранены государством посредством предоставления личности конкретных гарантий и мер эффективного государственного управления.

Таким образом, в статье была предпринята попытка теоретического осмысления сущности и содержания интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности. Показано, что интересы личности, наряду с интересами государства и общества, рассматриваются в качестве приоритетов государственной политики в сфере обеспечения безопасности. Конечной целью воплощения в жизнь интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности должно стать такое состояние защищенности от разноплановых опасностей, рисков и угроз, при котором личность сможет беспрепятственно реализовать все свои конституционные права и свободы. Государство, в свою очередь, обязано гарантировать личности достойный уровень жизни, конституционные права и свободы и ее дальнейшее развитие.

Стратегически важным является признание и определение содержания на законодательном уровне права личности на безопасность. Конструкция такого права как в объективном, так и в субъективном смыслах должна включать в себя признание за человеком ключевой витальной потребности - нахождение в состоянии защищенности от разноплановых угроз в различных сферах жизнедеятельности. Важной составляющей права личности на безопасность должна стать обязанность со стороны государства по созданию должного механизма гарантий, направленных с одной стороны на контроль и управление негативными факторами в ключевых сферах социальной системы, с другой стороны, на беспрепятственную реализацию со стороны личности своих конституционных прав и свобод.

Список использованной литературы

  1. Давыдов Л.В. Безопасность как защита жизненно важных интересов личности, общества и государства / Л.В. Давыдов, А.И. Стребков // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. N 6.
  2. Колоткина О.А. Право личности на безопасность: к вопросу о расширении перечня конституционных прав и свобод / О.А. Колоткина, И.Д. Ягофарова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 94 - 96.
  3. Пономарев Н.Н. Национальные интересы в Концепции национальной безопасности России: проблемы теории и практики / Н.Н. Пономарев // Общество и право. 2010. N 4 (31). С. 69 - 72.