Мудрый Юрист

Стратегические предприятия гражданской авиации

Трофимов Сергей Валерьевич, доцент кафедры предпринимательского и финансового права юридического института Байкальского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье анализируются содержание некоторых норм транспортного и гражданского законодательства, регулирующих отнесение авиапредприятий к стратегическим организациям. Обращается внимание на имеющие место пробелы и противоречия в нормативных актах, на основе которых обеспечиваются приоритеты развития авиакомпаний и аэропортов гражданской авиации.

Ключевые слова: независимые негосударственные транспортные организации, опорная транспортная сеть, стратегические предприятия гражданской авиации.

Strategic Civil Aviation Enterprises

S.V. Trofimov

Trofimov Sergey V., Associate Professor of the Department of Entrepreneurial and Financial Law of the Law Institute of the Baikal State University, Candidate of Legal Sciences.

The article analyzes the contents of some norms of transport and civil legislation govern-ing the assignment of airlines to strategic organizations. Attention is drawn to the gaps and contradictions in the normative acts on the basis of which the priority of the development of airlines and airports of civil aviation is ensured.

Key words: independent non-state transport organizations, supporting transport network, strategic enterprises of civil aviation.

28 апреля 2005 г. на заседании Правительства Российской Федерации в целях координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению эффективного использования возможностей транспорта была принята Транспортная стратегия <1> Российской Федерации до 2020 г. Спустя три года сходный по содержанию документ был утвержден распоряжением Правительства России N 1734-р <2>. В тексте обоих документов была отмечена особая значимость транспорта в системе промышленной и военной безопасности России, которая должна обеспечиваться в том числе и всеми видами транспорта, так как это представляет собой необходимый материальный фактор обеспечения безопасности государства.

<1> Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года принята Приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. N 45.
<2> Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р.

На уровне Правительства Российской Федерации и профильного министерства были сформулированы следующие приоритетные направления государственной транспортной политики, обеспечивающие достижение стратегических целей по следующим основным аспектам регулирования и управления:

По своему содержанию оба документа представляются достаточно объемными, и есть смысл ограничиться при рассмотрении вопросов государственной стратегии наиболее сложным видом транспорта, которым, вне всякого сомнения, следует считать транспорт воздушный. Основой функционирования и развития рынка транспортных услуг, по мнению разработчиков Стратегий, является конкуренция независимых негосударственных транспортных организаций. При этом планируется создать условия, в которых количество российских авиаперевозчиков должно быть сокращено за счет укрупнения ведущих авиакомпаний, которые должны перейти на эксплуатацию нового семейства экономичных воздушных судов нового поколения авиатехники. Особое место в транспортной инфраструктуре должна занять опорная транспортная сеть, то есть международные узловые аэропорты (хабы), в сочетании с внутрироссийскими региональными и местными аэропортами. Предполагается продолжить работу по созданию в труднодоступных районах Севера, Сибири, Дальнего Востока и приравненных к ним местностях федеральных казенных авиапредприятий (на базе региональных аэропортов).

Система организации воздушного движения Российской Федерации должна быть в перспективе гармонизирована с мировыми аэронавигационными системами и обеспечивать пропускную способность контролируемого воздушного пространства, соответствующую трехкратному увеличению уровня безопасности, до риска столкновения воздушных судов 1,5 x 10-8, на один час полета условного воздушного судна. Важными задачами представляются внедрение методов глобального планирования согласования спроса и пропускной способности, интеграция систем организации воздушного движения и переход на спутниковую систему аэронавигации. А также дальнейшее развитие инфраструктуры единой системы поиска и спасания, внедрение нового поколения бортовых систем безопасности и новых средств обеспечения выживания пассажиров и членов экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях.

Приоритеты развития авиационного транспорта гражданской авиации фактически следуют и из содержания Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 <3> и распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р <4>, устанавливающих Перечень стратегических предприятий. В данных документах названы несколько сот организаций (предприятий и акционерных обществ), в том числе некоторое количество (в пределах 20) имеющих отношение к эксплуатации воздушных судов гражданской авиации. В Перечне названы, применительно к воздушному транспорту, несколько Конструкторских бюро, предметом деятельности которых являются разработка и испытания самолетов, вертолетов и авиадвигателей. А также научно-производственные объединения и серийные заводы, разрабатывающие, испытывающие или выпускающие самолеты, вертолеты или авиадвигатели.

<3> "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".
<4> Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.

Что касается транспортных организаций гражданской авиации, то из нескольких сотен российских авиакомпаний к стратегическим отнесена лишь одна авиакомпания - ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии". Кроме того, стратегическими предприятиями признаны 18 аэропортов различных форм собственности. При этом следует отметить неопределенность критериев, а вернее, даже их практическое отсутствие, на основе которых транспортная компания может считаться стратегической организацией. Наверное, эти критерии все же должны быть установлены, причем не на подзаконном, а на законодательном уровне. Однако в ст. 190 единственного Федерального закона N 127-ФЗ <5>, в котором дано определение сущности стратегического предприятия, этих критериев нет. В соответствии со ст. 190 данного Закона включение предприятия или акционерного общества в Перечень стратегических организаций дает им, по букве закона, лишь возможность воспользоваться специальным режимом решения вопросов несостоятельности (банкротства). Другие признаки и преференции в действующих нормативных актах не прописаны, они только подразумеваются.

<5> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Представляется необходимым установить на нормативном уровне большую определенность со статусом и составом стратегических авиапредприятий. Как это уже было отмечено, к перечню стратегических авиакомпаний отнесена только авиакомпания ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", которая является крупнейшей в стране и более 50% акций которой находятся в собственности Российской Федерации. Однако следует назвать как минимум еще одну авиакомпанию, которая, наверное, тоже должна быть отнесена к стратегическим авиапредприятиям. Эта авиакомпания "Волга-Днепр", эксплуатирующая 11 самолетов типа АН-124, обладающих уникальными возможностями по транспортировке крупногабаритных грузов, в том числе и военного назначения. По нашему мнению, даже если исходить из содержания ст. 190 Закона N 127-ФЗ, именно авиакомпания "Волга-Днепр" в большей степени имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, организации его оборонно-промышленного комплекса.

Как следует из содержания стратегий развития транспорта, принятых Правительством Российской Федерации и Минтрансом, большое значение для обороноспособности и промышленной безопасности страны имеют и инфраструктурные авиапредприятия воздушного транспорта. Как представляется, в состав стратегических организаций должны быть включены и такие фактически опорные аэропорты, как Владивосток, Хабаровск, Якутск, Чита, Красноярск, Новосибирск. При этом все стратегические аэропорты правительственного Перечня должны иметь целевое финансирование по крайней мере своих мобилизационных ресурсов, обязанность содержать в готовности которые следует из Федерального закона N 31-ФЗ <6>. В настоящее время многие аэропорты имеют мобилизационные мощности, однако отсутствуют правовые механизмы, обеспечивающие компенсацию авиапредприятиям расходов на их сохранение и поддержание в постоянной готовности.

<6> Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

В качестве вывода следует с сожалением отметить практическое отсутствие связи между документами, формулирующими приоритеты стратегического развития транспортной системы России, и Перечнями стратегических организаций Указа Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.