Мудрый Юрист

Исследование проблем правовой охраны окружающей среды в городах: методологический аспект

Лисина Наталья Леонидовна, заведующая кафедрой трудового, экологического права и гражданского процесса Кемеровского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассмотрен методологический подход к исследованию проблем правовой охраны окружающей среды в городах, основанный на представлении об окружающей среде в них как единой природно-социальной системе, состояние и взаимодействие в которой обеспечивает экологическое равновесие при удовлетворении возрастающих потребностей настоящего и будущего поколений в городах, не нарушая баланса возможностей и потребностей. Автор приходит к выводу о том, что переход к новой парадигме развития городов может стать основой совершенствования государственной политики и законодательства, принятия административно-управленческих решений в области охраны окружающей среды в городах.

Ключевые слова: окружающая среда, город, методология, правовая охрана, устойчивое развитие.

Review of Issues of Legal Environmental Protection in Cities: a Methodological Aspect

N.L. Lisina

Lisina Natalya L., Head of the Department of Labor, Environmental Law and Civil Procedure of the Kemerovo State University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

The article considers a methodological approach to the study of the problems of legal protection of the environment in cities, based on the idea of the environment in them as a unified natural and social system, the state and interaction in which ensures ecological balance while meeting the growing needs of present and future generations in cities, not breaking the balance of opportunities and needs. The author comes to the conclusion that the transition to a new paradigm of urban development can become a basis for improving state policy and legislation, making administrative and management decisions in the field of environmental protection in cities.

Key words: environment, urban, methodology, legal protection, sustainable development.

Природа на Земле существует миллиарды лет и зародилась намного раньше, чем в ней появился человек. Безупречно организованная система - природа имеет уникальную способность - самовосстановление. Пройдя длительный путь пяти эволюций, природа всегда обретала состояние экологического равновесия. С появлением человека природа переживает шестую эволюцию, характеризующуюся давлением на нее принципиального иного характера, нежели естественные процессы и чрезвычайные природные явления.

Ввиду обострившихся взаимоотношений в системе, по-разному называемой учеными: "общество - природа" <1>, "природа - человек - общество" <2>, а если быть более точным, учитывая первичность природы и ее значимость для жизни и деятельности человека, - "природа - общество", "природа - человек - общество", исследование вопросов в системе "природа - человек - город" и проблем охраны окружающей среды в городах приобретает особую значимость и требует нового взгляда на ее составляющие.

<1> См.: Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1995. С. 40 - 44.
<2> См.: Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 25, 30, 32 и др.

Состояние окружающей среды в местах проживания людей определяется различными факторами, обусловленными как воздействием человека, так и естественными процессами, которые за последние годы подверглись значительным негативным изменениям и трансформациям. Человек как существо разумное, имеющее способности и потребности преобразовывать все вокруг себя, создает себе на основе природной среды неприродные "обустроенные" условия своего существования, тем самым во многом разрушает природную основу. Утрачивая природную основу своего существования, человек становится заложником искусственной среды, которая действует на него уничтожающе. Этот дисбаланс наиболее остро проявляется в городе, как кажется, с одной стороны, представляющем наиболее совершенную внешнюю форму существования человека в природе, в которой он (человек) приобрел множество возможностей для реализации своих потребностей.

С другой стороны, город - не только место проживания населения, но и место скопления созданных человеком объектов социально-культурного, бытового, производственного и иного назначения, обслуживающих интересы населения в различных сферах, существующих внешне во взаимодействии с компонентами природной среды. Чем больше потребностей, тем больше давление на природу, поскольку человеку порой бывает трудно найти меру - предел своих потребностей, ему свойственно желать большего и, как ему кажется, лучшего.

Здесь важно (в контексте ст. ст. 9 и 36 Конституции Российской Федерации <3>) устанавливать рамки реализации потребностей, пределы и ограничения воздействия на природу, применять экологический подход, основанный на анализе взаимодействия между природой и обществом в городе, потенциале природы <4>, рационального природопользования в широком смысле.

<3> См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 12 декабря.
<4> О потенциале природы как методологического основания эффективного осуществления экологического права и государственной экологической политики см. подробнее: Бринчук М.М. Потенциал природы как методологическое основание государственной экологической политики и экологического права // Экологическое право. 2010. N 3. С. 2 - 8; Бринчук М.М. Потенциал природы как инструмент экологического права // Экологическое право. 2010. N 4. С. 8 - 14.

Нельзя сказать, что экологическим проблемам городов как мест проживания и деятельности людей уделялось мало внимания или же этими проблемами стали заниматься сравнительно недавно. Человек пытался решать возникающие проблемы условий своего проживания с того самого момента, как создал для себя город как укрытие и место для жизни, работы и отдыха. Необходимость учета природных факторов при размещении населенных мест, необходимость в чистой воде, выполнение правил обустройства территорий и поддержания их в чистоте существовали всегда как условие заботы о здоровье государственных особ и городских жителей.

Другой вопрос в том, что последующие активные процессы социально-экономического развития, урбанизации, роста численности населения и территориального расползания мест расселения людей, не приводящие к гармонизации отношений населения и окружающей их природной среды, шли более высокими темпами, нежели проводимые санитарные и природоохранные мероприятия.

Вот и сегодня мы оказались в той критической ситуации, когда государством ставятся задачи повышения качества окружающей среды, сокращения городов с неблагоприятной окружающей средой, улучшения показателей по качеству атмосферного воздуха, вод, почвы, имеются нормы права, содержащие экологические требования, направленные на сохранение и поддержание качества благоприятной окружающей среды в целом и в городах в частности, а ожидаемый эффект не наступает.

Как известно, наиболее эффективным инструментом управления поведением людей является право, оно имеет способность адаптировать экологические требования, выражать их в виде общеобязательных правил поведения <5>. Научной основой и инструментом для развития и реализации норм права является методология. Разработка и реализация методологических подходов, основанных на объективных условиях и современном этапе развития общества со всеми его проявлениями дают новый толчок в направлении совершенствования государственной политики и законодательства, принятия административно-управленческих решений.

<5> См.: Колбасов О.С. Концепция экологического права // Право окружающей среды в СССР и Великобритании. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1988. С. 3.

Стратегия исследования вопросов охраны окружающей среды в городах, с точки зрения методологии, должна строиться, на наш взгляд, на понимании того, что отношения по охране окружающей среды в городах многоаспектны и имеют свои особенности, требующие учета при принятии оптимальных решений по выходу из дисбаланса в системе "природа - человек - город", а сам город - это не только место проживания людей, но и специфическая форма организации деятельности человека в природе.

В общем виде совокупность природных, географических, социальных, бытовых, психологических и иных условий жизни и деятельности человека - среда, которая его окружает, которая может иметь формальное выражение. Методологически здесь имеют значение представления ученых о видах сред с точки зрения условий их создания и (или) существования, взаимоотношений между ними.

Вопрос об окружающей среде как включающей ее природную и неприродную составляющие, о соотношении понятий не утратил своей актуальности и в современный период развития эколого-правовых исследований. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") <6>, включая антропогенные объекты (объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов) в содержание понятия "окружающая среда", все же исключает их из сферы своего правового регулирования.

<6> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Закрепление в Конституции России права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) в общем не повлияло на сложившееся в эколого-правовой науке устойчивое представление о соотношении рассматриваемых терминов и понятий. При этом с позиции российского законодателя среда, окружающая человека, именуется не столько окружающей средой, сколько средой обитания <7>, средой жизнедеятельности человека, качество которой определяют объекты, явления и факторы, в совокупности влияющие на состояние среды обитания человека, т.е. условия жизнедеятельности (питание, уровни шума и проч.). Таким образом, условия жизнедеятельности определяют содержание среды обитания человека.

<7> См., например: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

Заметим, что вопрос о разграничении окружающей среды и окружающей человека среды в условиях города является весьма относительным. Если природа может существовать без человека, то человек не может существовать без природных явлений и факторов, которые ему жизненно необходимы.

Понимание окружающей среды в городах напрямую зависит от представления об окружающей среде, со всеми присущими ей чертами (особенностями), являясь производным, но имеет несколько специфичных ключевых элементов, которые являются методологическим основанием как исследования вопросов охраны окружающей среды, так и совершенствования механизмов правовой охраны окружающей среды в городах.

Во-первых, это окружающая среда в городе. Термин "город" в законодательстве продолжает употребляться в большей степени как обозначение места территориальной организации местного самоуправления, оставаясь при этом административно-территориальной единицей, географическим объектом, местом сосредоточения населения, природных и неприродных объектов. Хотя в последние годы все чаще вымещается терминами "городское поселение", "городской округ", "поселение".

В эколого-правовом аспекте окружающая среда в пределах городов тесно связана со статусом муниципальных образований. Законодатель, оперируя терминами и понятиями, давая определения им, связывает статус территориальных образований с осуществлением отдельных функций публичных образований, отдельных полномочий в области охраны окружающей среды, использования и охраны природных ресурсов, управления ими. Эти границы существуют постольку, поскольку государству необходимо организовать управленческую деятельность в различных экономических, политических, социальных, экологических и прочих сферах <8>. Применительно к окружающей среде в городах эти границы в итоге предопределяют правовые возможности по поддержанию, восстановлению и улучшению состояния окружающей среды в них.

<8> См. подробнее: Лисина Н.Л. К вопросу о понятии окружающей среды и его особенности в городах: теоретико-правовой аспект // Экологическое право. 2017. N 4. С. 7 - 9.

В современный период времени остро стоит вопрос о городских агломерациях. Возрастающее значение крупных городов, являющихся центрами социально-экономического развития, притягивающих прилегающие поселения, образующих вместе единую систему с социальными, культурными, экономическими, рекреационными и т.п. связями, в Российской Федерации перешло на уровень государственного управления. Однако заметим, что, упоминая в стратегиях, планах, концепциях и т.п. документах о создании городских агломераций, мегаполисов, регионов-агломераций, федеральный законодатель не дает их определений, не предлагает критериев их образования и существования. Также непонятно, каким образом будет осуществляться управление в различных сферах хозяйственной и иной деятельности на их территории, в том числе охрана окружающей среды в них. Ведь, как известно, учеными мегаполисы и городские агломерации названы "самыми худшими и губительными явлениями..." <9> не только для человека, но и окружающей природной среды.

<9> Царич Н. Процесс урбанизации и общественная система // Известия Всесоюзного географического общества. 1986. Т. 118. С. 545 - 546.

Во-вторых, среда в городе представляет собой среду, являющуюся частью среды окружающей; это видоизмененная, переделанная, приспособленная под нужды (социально-экономические, культурные, рекреационные, бытовые и др.) людей (населения) окружающая природная среда, рассматриваемая в законодательстве прежде всего как среда обитания человека. Последнюю составляют условия жизнедеятельности человека, состояние которых определяют социальные, природные, культурные, политические и другие факторы. Если природа создала условия для жизни и деятельности человека, то человек создал для себя "свою" городскую среду в природной среде. Поэтому состояние окружающей среды в городе и ее функционирование во многом зависят от поведения самого человека, населения. Природная среда в городе и элементы социальной среды, которые человек создал для удовлетворения своих нужд (промышленность, транспорт, имущество и т.п.) находятся в единстве и взаимосвязи.

Следовательно, исследование и решение вопросов охраны окружающей среды в городах должны осуществляться в совокупности, комплексно через охрану природной среды в городе как единой природно-социальной системы.

Отсюда полагаем, что допустимо одновременное употребление терминов "окружающая среда в городах", "городская среда", "городская окружающая среда", включающих природные и социальные среды во внешнем условно ограниченном пространстве. Однако использование термина "окружающая среда в городах" наиболее правильно отражает сущность рассматриваемого явления с позиции правовых взаимосвязей в ней и целенаправленного формирования инструментов правовой охраны.

В-третьих, в рассматриваемой нами единой природно-социальной системе объектами правовой охраны являются природная среда и человек. Известно, что вопрос об объекте правовой охраны в экологическом праве всегда был и остается дискуссионным, известна позиция законодателя на этот счет (ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Мы поддерживаем высказанную в науке экологического права позицию о человеке как объекте правовой охраны <10>, его правах и интересах. Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.) <11> провозгласила, что человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития; а во Всемирной хартии природы (1982 г.) <12> говорится, что человечество является частью природы, ...цивилизация уходит своими корнями в природу и что именно жизнь в гармоничном согласии с природой представляет человеку наилучшие возможности для развития его творческих начал, отдыха и организации досуга. Соответственно, человек и качество его жизни естественным образом зависят от функционирования единой природно-социальной системы, в которой он находится, составляя важный социально-правовой аспект охраны окружающей среды в городах.

<10> См.: Макаревич Н.С. Правовое регулирование общественных отношений по охране природы в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1973. С. 16; Бринчук М.М. Законы природы и общества: Монография. М., 2015. Ч. I. С. 57 - 116; Ч. II. С. 4 - 12.
<11> См.: Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (принята Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды. Стокгольм, 5 - 16.06.1972). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 17.05.2018).
<12> См.: Всемирная хартия природы (принята Резолюцией 37/7 Генеральной Ассамблеи ООН от 28.10.1982). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/charter_for_nature.shtml (дата обращения: 17.05.2018).

Правовые связи человека с окружающей его средой различны. В одних правоотношениях человек выступает как человек воздействующий (использующий, охраняющий, созидающий и т.п.), в других - человек страдающий (человек-жертва). Все связи так или иначе являются формами отношений воздействия в сфере "природа - человек - город", поскольку воздействие в указанных отношениях может быть различным:

а) воздействие человека на природу как процесс, активная или пассивная деятельность (негативное, позитивное). Например, природопользование, в том числе использование поверхности земли для создания объектов капитального строительства; природоохрана (охрана природной среды и природных объектов для восстановления или поддержания их качества в силу их использования, происходящих необратимых последствий техногенного, антропогенного, естественного характера для обеспечения экологического равновесия; воздействие в процессе хозяйственной эксплуатации и при осуществлении хозяйственной и иной деятельности человека, для удовлетворения различных его потребностей, в том числе воздействие неприродной среды на природу или последствий функционирования неприродной среды);

б) воздействие природы на человека (негативное и позитивное). Воздействие природы на человека проявляется как негативное воздействие на состояние здоровья человека измененной природной среды либо позитивное воздействие на здоровье человека полезных свойств природной среды и ее компонентов.

В указанных отношениях воздействия и возникает необходимость разработки и принятия эколого-правовых мер по охране самой природы и ее природных объектов, а также человека, его здоровья и жизни;

в) воздействие неприродных объектов на человека (негативное, позитивное). Воздействие неприродных (созданных человеком искусственных социальных, культурных, производственных и т.п.) объектов на человека, изобилующих в городской среде, может проявляться по отношению к здоровью человека как негативно (например, превышение уровня электромагнитного излучения от компьютеров, холодильников и другой домашней техники в жилых помещениях) или позитивно (например, радует созданная талантливым художником картина маслом).

В указанных отношениях воздействия неприродных объектов на человека и возникает необходимость разработки и принятия не эколого-правовых мер, а санитарных (от лат. Sanitas - здоровье) мер по охране человека, его здоровья и жизни, его имущества и интересов.

Итак, в той части, в которой человек воздействует на природу во всех проявлениях форм его воздействия, отношения должны регулироваться экологическим законодательством; в той части, в которой природа (природная среда, природные объекты) воздействуют на человека, даже в городской среде, отношения должны регулироваться экологическим законодательством; в части воздействия неприродных объектов на природную среду (природу, природные объекты) отношения должны регулироваться экологическим законодательством; в той части, в которой неприродные объекты воздействуют на человека, отношения должны регулироваться санитарным законодательством.

По сути, юридически нет другой среды, кроме окружающей (природной, неприродной), употребление иных терминов в науке и законодательстве лишь показывает возможные правовые связи между природной средой и человеком. Человек как существо социальное и разумное живет в природе, обустроив ее так, как он может (иными словами, строит город), и дикое животное живет в природе, обустроив место своего существования в меру своих природных инстинктов; иными словами, первый строит город, а второй роет нору, но все они и каждый из них живет в природной среде (для них - среде обитания), природе, которые становятся частью единой природно-социальной системы при определенных формах воздействия человека на нее.

Главное научное условие эффективности построения правового регулирования в этой сфере - экоцентричный подход и усиление роли экологического законодательства в части установления в законе экологических требований к качеству той среды, которая является, по сути, природной, но в которой человек проживает. В связи с этим актуальным и требующим своего разрешения становится вопрос устранения законодательных противоречий, излишней урегулированности, антропоцентричности и вмешательства в сферу правового регулирования экологических отношений.

На основе этого важного методологического подхода и должно строиться исследование и совершенствование правового регулирования охраны окружающей среды в городах, представляющей собой единую природно-социальную систему, включающую природную и неприродную среду, находящиеся во взаимозависимости и взаимообусловленности, сбалансированное соотношение которых позволит устойчиво развивать город.

Методологически стратегия исследования и решения вопросов правовой охраны окружающей среды в городах также должна основываться, на наш взгляд, на убеждении в том, что именно жизнь в гармоничном согласии с природой дает человеку наилучшие возможности для развития его творческих начал, отдыха и организации досуга <13>. Это положение напрямую касается и той среды, которую человек создал для себя и в которой каждодневно пребывает.

<13> См.: Всемирная хартия природы.

Методологическое значение здесь имеет термин "гармоничное согласие", основанное на модели устойчивого развития, представляющее собой такое состояние и развитие природно-социальной системы, которое обеспечивает экологическое равновесие при удовлетворении возрастающих потребностей настоящего и будущего поколений в городе, не нарушая баланса возможностей и потребностей. Переход к новой парадигме развития городов, обеспечивающей учет комплексных и неделимых экологической, экономической и социальной составляющих развития, должен стать источником решения экологических проблем в городах.

Новая программа развития городов (Декларация Киото об экологически устойчивых городах и населенных пунктах для всех), принятая на Конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию Хабитат III и одобренная Генеральной Ассамблеей ООН <14>, представляет город, выполняющий определенные функции (социальную, экологическую, территориальную), как инструмент достижения гармоничного развития отношений в сфере "природа - человек - город", ориентированного на снижение негативного влияния городской деятельности, сокращение отходов, влияния городов на климат и др.

<14> См.: Новая программа развития городов (принята на Конференции Организации Объединенных Наций по жилью и устойчивому городскому развитию (Хабитат III), г. Кито, Эквадор, 17 - 20.10.2016, одобрена на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 23.12.2016). URL: www.habitat3.org (дата обращения: 17.05.2018).

Указанные методологические основания могут служить отправной точкой совершенствования не только правового регулирования охраны окружающей среды в городах и формирования целей, принципов и инструментов правовой охраны в обозначенной сфере, но и нравственных приоритетов (осознание того, что здоровье человека, его комфортное пребывание в городе напрямую зависят от состояния природной среды, что через охрану природной среды обеспечивается сохранность жизни и здоровья населения).

Невозможно реализовать разнообразные потребности человека в городе без учета экологических требований, в то же время экологически комфортная среда в городе создает возможности для всестороннего развития человека. Человек нуждается не только в здоровой психологически городской среде, но и в экологически безвредной окружающей среде. Равно как природная среда, создавая условия для реализации потребностей человека, сама требует к себе бережного отношения.

Сравнительно недавно Правительство Российской Федерации стало внедрять новую модель развития городов, ориентированную на комфортную городскую среду, благоустройство территорий муниципалитетов. В 2017 - 2018 гг. на эти цели было выделено значительное финансирование, и планируется финансирование в последующие годы. Проводятся уборка, озеленение, организуется освещение общественных мест, во многих городах обустраиваются придомовые территории, реконструируются существующие скверы и парки, возводятся новые тысячи квадратных метров жилья и т.п. Д.А. Медведев на одной из дискуссионных площадок форума, посвященного проблематике городской среды, высказался о целях и перспективах указанной работы, указав, что "главная цель - не квадратные метры, а жилье в комфортной среде, отвечающей подходам XXI века... и чем красивее и удобнее город, тем больше туда едет квалифицированных специалистов, а те, кто вырос в этом городе, не ходят оттуда сбежать как можно быстрее" <15>.

<15> Красота требует средств. Дмитрий Медведев пообещал долгосрочную поддержку развитию городов. URL: https://rg.ru/2017/07/24/reg-ufo/v-rossii-poiavitsia-strategiia-razvitiia-gorodov.html (дата обращения: 17.05.2018).

Однако, как показывает практика, все подобные мероприятия сводятся лишь к организации городского хозяйства, но при этом не учитывается, что новый арт-объект в городе, конечно, украсит его и горожане первое время на него будут любоваться и делать фотографии с ним, но он не заменит чистый воздух, не сократит количество свалок в городе и на прилегающих к нему территориях, не сделает реку чище и т.п. Декоративные кустарники, высаживаемые в жилых зонах многоэтажных домов, никогда не заменят березу, липу, дубы, ели, сосны со всеми их полезными свойствами.

О создании современной среды для жизни, преобразовании и обновлении городской среды, о сбалансированном, гармоничном и пространственном развитии всей России, о тесной связи развития городов с комплексным решением других проблем, в том числе здравоохранения, образования, экологии и транспорта, говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. <16>. Им же в Указе от 7 мая 2018 г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 г., из которого следует, что социально-экономическое развитие Российской Федерации, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания невозможны без решения проблем городской среды и экологии <17>.

<16> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. // Российская газета. 2018. 2 марта.
<17> Используем термин так, как он употребляется в документе. См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817.

Такой подход методологически верен, так как качество (комфорт) жизни человека в городе - социальный аспект обеспечения благоприятной окружающей среды в нем, а благоприятная окружающая среда (в том числе ее природная составляющая) - элемент качества жизни в городе.

Однако планируемые национальные проекты в сфере жилья и городской среды, в сфере экологии <18> не будут отвечать принципу устойчивого развития городов, если акцентировать внимание только на социальную и экономическую составляющие города. Качество окружающей среды (индекс качества) в городе должно отражать и экологический аспект, а стандарты комплексного развития территорий должны учитывать экологические факторы их развития и быть дополнены показателем экологичности (по определенным компонентам среды и природно-географическим особенностям территории), сбалансированным с другими показателями (социальными и экономическими).

<18> Используем термин так, как он употребляется в документе. См.: Там же.

Литература

  1. Бринчук М.М. Законы природы и общества: Монография: В 2 ч. / М.М. Бринчук. М.: Юрлитинформ, 2015. Ч. II. 541 с.
  2. Бринчук М.М. Законы природы и общества: Монография: В 2 ч. / М.М. Бринчук. М.: Юрлитинформ, 2015. Ч. I. 406 с.
  3. Бринчук М.М. Потенциал природы как инструмент экологического права / М.М. Бринчук // Экологическое право. 2010. N 4. С. 8 - 14.
  4. Бринчук М.М. Потенциал природы как методологическое основание государственной экологической политики и экологического права / М.М. Бринчук // Экологическое право. 2010. N 3. С. 2 - 8.
  5. Колбасов О.С. Концепция экологического права / О.С. Колбасов // Право окружающей среды в СССР и Великобритании: Сборник статей / О.С. Колбасов и др. М.: ИГиП АН СССР, 1988. 132 с.
  6. Лисина Н.Л. К вопросу о понятии окружающей среды и его особенности в городах: теоретико-правовой аспект / Н.Л. Лисина // Экологическое право. 2017. N 4. С. 7 - 9.
  7. Макаревич Н.С. Правовое регулирование общественных отношений по охране природы в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н.С. Макаревич. Саратов, 1973. 20 с.
  8. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник / В.В. Петров. М.: БЕК, 1995. 558 с.
  9. Царич Н. Процесс урбанизации и общественная система / Н. Царич // Известия Всесоюзного географического общества. 1986. Т. 118. С. 545 - 546.
  10. Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа / А.С. Шестерюк. СПб.: СПбГУ, 2000. 92 с.