Мудрый Юрист

Эффективность воздействия права на трудовые отношения в свете теории о социальных технологиях

Жильцова Юлия Владимировна, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук, доцент.

Новикова Светлана Валерьевна, доцент кафедры философии и социологии Уральского государственного юридического университета, кандидат философских наук.

Авторы исследуют трудовое право и эффективность его влияния на трудовые отношения, рассматривая как социальную технологию. Социальные технологии в данной статье представлены как категория социальной философии. Дается понятие социальной технологии как совокупности методов воздействия на общественные отношения. В статье приводятся признаки права как наиболее эффективной социальной технологии в современный период. Авторами анализируются особенности трудового права как социальной технологии в контексте его целей, функций и метода. В статье делается акцент не только на правовое регулирование трудовых отношений, но и методы управления персоналом. Авторы вскрывают проблемы соотношения правового регулирования труда и управления персоналом. В статье поставлена проблема эффективности правовых норм, направленных на защиту прав работников при наличии манипуляций со стороны работодателя.

Ключевые слова: право, трудовое право, социальная философия, социальная технология, метод трудового права, правовое регулирование труда.

The Efficiency of the Legal Influence on Labor Relationships in View of the Social Technology Theory

Yu.V. Zhiltsova, S.V. Novikova

Zhiltsova Yulia V., Associate Professor of the Department of Labor Law of the Ural State Law University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Novikova Svetlana V., Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology of the Ural State Law University, Candidate of Philosophical Sciences.

The authors examine the labor law and the effectiveness of its influence on labor relations, treating it as social technology. Social technologies in this article are presented as a category of social philosophy. The notion of social technology as a set of methods for influencing public relations is given. The article provides evidence of law as the most effective social technology in the modern period. The authors analyze the peculiarities of labor law as a social technology in the context of its goals, functions and method. The article focuses not only on the legal regulation of labor relations, but also on the methods of personnel management. The article poses the problem of the effectiveness of legal norms aimed at protecting the rights of employees in the presence of manipulation by the employer.

Key words: right, labor law, social philosophy, social technology, method of labor law, legal regulation of labor.

Теория социальных технологий получила свое развитие в XX веке. Понятия и категории, ставшие теоретическими предпосылками социальных технологий, появляются в работах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина, Р. Мертона <1>.

<1> См.: Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий: Учебное пособие. К.: МАУП, 2004. С. 27.

Сам термин "социальные технологии" вводит австрийский и британский философ, социолог К. Поппер. Благодаря К. Попперу социально-технологическая парадигма получила научный статус и обрела популярность в системе общественных и социальных наук.

К осмыслению феномена социальных технологий обратились болгарские философы Н. Стефанов и М. Марков. Н. Стефанов определил социальную технологию как предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи <2>.

<2> Цит. по: Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ivanov_innovazionnie/01.aspx.

М. Марков рассматривал социальную технологию в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур <3>. Более того, по мере развития общества, развития отдельных сфер деятельности от научно-технических до социально-гуманитарных технология не просто оптимизирует всю социальную систему, но и обладает свойством самореформирования.

<3> Там же.

В "Новой философской энциклопедии" предлагается следующее определение социальных технологий: "Технологии социальные, практически ориентированное социальное знание, имеющее целью создание и изменение организационных структур, и управление социальным поведением людей; совокупность методов и приемов решения задач (достижения целей), выработанных в процессе социального планирования и социального проектирования. В основе социальной технологии лежат теоретические положения многих социальных наук - социологии, психологии, теории социальной организации и управления и т.д., а также эмпирический опыт функционирования общественных систем.

Социальные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества, поскольку являются инструментом, который позволяет регулировать и направлять ход любого социального процесса, от педагогического до управленческого, в нужное русло. Социальные технологии дают возможность контролировать деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями, гарантировать достижение заданных целей, обеспечивая максимально возможную эффективность и процесса деятельности.

Анализируя философские подходы к социальным технологиям, можно предложить следующие ее определение: "Социальные технологии - это совокупность методов, воздействующих на общественные отношения".

Опираясь на предложенное определение, постепенное восхождение к верховенству права в обществе можно рассматривать как объективную необходимость поиска наиболее эффективного способа регулирования общественных отношений. В этой связи можно расценивать такую социальную технологию как право наиболее эффективной в современном обществе.

Право как социальная технология характеризуется особой ролью государства в установлении и регулировании социальных технологий.

Анализируя теорию о социальных технологиях, в том числе предпосылки ее развития, необходимо сделать важный вывод: социальная технология не может быть исключительно продуктом государственного принуждения, поскольку к социальным технологиям можно отнести не только и не столько право, а гораздо более широкий круг приемов управления социумом, которые не подчиняются государственному регулированию. Это, например, внутрисемейные, внутрикорпоративные отношения. Не все аспекты общественной жизни подлежат правовому регулированию. В случаях, не урегулированных нормами закона, социальные технологии будут осуществляться психологическими приемами.

Но если на право смотреть в контексте признания его наиболее эффективной современной социальной технологией, то это обусловлено как наличием государственного принуждения, так и тесной связью права с моралью и нравственностью. Известный теоретик в области права Н.М. Коркунов полагал, что право и мораль противополагаются друг другу как возможное и должное <4>.

<4> Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Составитель А.Н. Медушевский. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

Именно такая связь права с нравственностью и определила его развитие как социальной технологии. Сделало его на современном этапе одной из главенствующих технологий регулирования социума. Позволило быть регулятором практически всех общественных отношений. Выступая в одной связке с нравственностью и господствующими в том или ином обществе правилами и нормами поведения в разные времена и стадии его развития, право укрепляется в сознании людей как наиболее справедливый социальный регулятор. Что в конечном счете и позволяет праву являться эффективной социальной технологией.

Нормы современного права также связаны напрямую с нормами морали и нравственности. Отметим, что необходимый эффект от регулирования социальных отношений правовыми нормами может достигаться лишь при тесной связи этой нормы с моралью. В противном случае реализация правовой нормы крайне затруднена. Приведем пример из Трудового кодекса РФ, позволяющий работодателю уволить работника, выполняющего воспитательные функции, за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы <5>. Причем судить о том, являлся ли проступок аморальным или нет, первоначально будет работодатель. Право здесь это выражение господствующей в конкретном обществе и в конкретное время морали и нравственности, обеспечивающейся государственным принуждением.

<5> Пункт 8 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации от 03.12.2001.

Именно с этой точки зрения подход к праву через учение о социальных технологиях позволяет объединять взгляды на право как естественное и как позитивное.

Если рассматривать проблему эффективности права, то метод права как социальной технологии не сводится исключительно к методу правового регулирования.

Метод права как социальной технологии можно рассмотреть как механизм правового воздействия. Механизм правового воздействия подразумевает систему правовых средств, при помощи которых происходит урегулирование общественных отношений.

Правовое регулирование не следует смешивать с более широким по объему понятием - правовым воздействием на общественные отношения. Помимо сугубо юридических средств правовое воздействие включает в себя воспитательные, организационные, профилактические и иные средства правового влияния на поведение человека. Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования <6>.

<6> Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 213.

Главная цель права как социальной технологии - достичь наиболее эффективного регулирования общественных отношений. И механизм правового воздействия позволяет в системном подходе это сделать.

Все особенности права как социальной технологии справедливы и полностью относятся к трудовому праву. Поскольку главной функцией трудового права является социальная, именно в трудовом праве ярко проявляются особенности социальных технологий.

Рассматривая трудовое право в контексте социальной технологии, необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, данная отрасль права, а следовательно, и социальные технологии, реализуемые в целях регулирования труда, должны выражать социальную направленность. Это вытекает из декларирования Конституцией РФ в статье 7, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Данные цели обеспечиваются основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленными в статье 2 ТК РФ. Этот перечень достаточно широкий. В него входят и основополагающие принципы в сфере труда. Данные принципы закреплены в Декларации Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" от 18.06.1998.

Во-вторых, метод социальной технологии в трудовом праве имеет свои особенности. Трудовое право как социальная технология реализуется следующими механизмами правового воздействия:

Первое и центральное место принадлежит правовому регулированию. Метод трудового права раскрывается через следующие критерии <7>.

<7> Трудовое право России / Под ред. С.Ю. Головиной, М.В. Молодцова. М.: Норма, 2008. С. 28 - 34.
  1. Характер установления и приобретения прав и возложения обязанностей. В трудовом праве они отличаются следующими особенностями: сочетанием централизованного и локального регулирования, нормативного и договорного способов установления условий труда, а также наличием норм общего и специального действия.
  2. Юридическое положение субъектов права и степень свободы их действий. Особенностью юридического положения субъектов трудовых отношений является, с одной стороны, их равноправие, которое выражается в принципе свободы труда, а именно при заключении трудового договора, с другой стороны, трудовые отношения основаны на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка работодателя, а также законных распоряжений работодателя. Степень свободы субъектов трудового права определяется наличием императивности (то есть категорическим предписанием действий/бездействия субъекта) и диспозитивности (то есть возможности субъекта действовать по усмотрению) в трудоправовых нормах.
  3. Способы защиты прав и обеспечения исполнения обязанностей. Согласно статье 352 ТК РФ устанавливается четыре способа защиты трудовых прав работника: самозащита, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, судебная защита.

Таким образом, метод правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений характеризуется сочетанием императивности и диспозитивности. Императивность выражается в достаточно большом количестве норм-предписаний, которые невозможно изменить сторонами трудовых отношений (например, основания прекращения трудового договора (ст. 77 ТК РФ), возраст заключения трудового договора (ст. 63 ТК РФ), другие нормы, касающиеся отдельных категорий работников (например, запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной (ст. 261 ТК РФ) и другие. Диспозитивность в трудовом праве выражается в возможности не столько изменить норму закона, сколько улучшить ее в отношении работников путем принятия коллективных договоров, локальных нормативных актов, действующих у работодателя, и заключения трудовых договоров. Наибольшее количество подобных норм действует в сфере оплаты труда.

Второй механизм трудового права как социальной технологии раскрывается в методах управления персоналом.

Термин "персонал" не является правовым, так как не содержится ни в Трудовом кодексе РФ, ни в других нормативных актах в сфере труда. Термином "персонал" (от лат. "personalis" - личный) принято обозначать всех работников, работающих у конкретного работодателя. Этот термин идентичен такому правовому понятию, как "работники" и "коллектив работников", а также термину "кадры", более распространенному в советский период. А.П. Егоршин рассматривает персонал как некую социальную систему, включающую в себя пять основных структур: 1) организационную как состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления; 2) функциональную, отражающую разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями; 3) ролевую, характеризующую коллектив по участию в творческом процессе на производстве, а также по коммуникационным и поведенческим ролям; 4) социальную, определяющую состав подразделений по социальным показателям (полу, возрасту, профессии, квалификации, национальности, образованию и др.); 5) штатную, определяющую состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы <8>.

<8> Егоршин А.П. Основы управления персоналом. М.: Инфра-М, 2015. С. 17.

Технологии управления персоналом представляют собой определенную систему последовательных форм, методов и средств, ориентированных на решение кадровой проблемы в конкретных условиях организации производственной деятельности <9>.

<9> Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий: Учебное пособие. К.: МАУП, 2004. С. 56.

Механизм управления персоналом реализуется как правовыми методами, то есть в виде правовых норм, которые выражены в наличии правового регулирования вопросов трудовых отношений: прием на работу, увольнение, повышения квалификации работника и т.п., так и неправовыми, то есть не урегулированными нормами права.

Проблемой трудовых отношений и реализации трудовых прав сегодня является то, что неправовые способы воздействия на трудовые отношения вынуждают работников на прекращение трудовых отношений, отказ от реализации законных прав и т.п. В этой связи невозможно не упомянуть о моббинге на рабочем месте.

Моббинг может возникнуть в любой организации или социальной группе, в том числе и виртуальном сообществе. Для описания насилия на рабочем месте могут быть использованы такие термины, как моббинг (mobbing, mobbying), буллинг (bullying), психологический террор, психологическое насилие, боссинг (bashing, от англ. "bash" - нападение), моральное преследование.

Моббинг - это, по сути, манипуляция, силовое воздействие с неявными на первый взгляд, скрытыми за чем-то другим истинными целями и мотивами инициатора моббинга. Целью моббинга становится не просто психологическое уничтожение и унижение человека по причине личной антипатии или желание отомстить за инакомыслие или непослушание, а выживание из коллектива соперника или неугодного сотрудника, на чье место есть уже свой кандидат. В ряде случаев моббинг используется для проведения процедур по сокращению численности или штата работников без соблюдения требований трудового законодательства и выплаты выходного пособия.

Проблема воздействия на трудовые отношения нормами права подчас заключается не только в их несовершенстве, отсутствии должного контроля со стороны государственных органов, но и в отсутствии методов защиты от манипуляций работодателя, напрямую не связанных с нарушением трудового законодательства. Рассматривая трудовое право с системных позиций теории социальных технологий, видится необходимым с точки зрения права бороться с моббингом и другими манипуляционными действиями как работодателя, так и других работников. В этой связи можно предлагать принимать локальные акты, с учетом мнения представительного органа работников, регулирующие профессиональную этику в организациях.

Литература

  1. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник / В.К. Бабаев. М.: Юристъ, 2003. 592 с.
  2. Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов / С.Ю. Головина, М.В. Молодцов. М.: Норма, 2008. 704 с.
  3. Егоршин А.П. Основы управления персоналом / А.П. Егоршин. М.: Инфра-М, 2015. 350 с.
  4. Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М.: Союз, 1999. 432 с.
  5. Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для высшей школы / В.Е. Кемеров. М.: Академический проект, 2004. 234 с.
  6. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов; сост. А.Н. Медушевский. М.: РОССПЭН, 2010. 520 с.
  7. Сурмин Ю.П. Теория социальных технологий: Учебное пособие / Ю.П. Сурмин, Н.В. Туленков. Киев: МАУП, 2004. 608 с.