Мудрый Юрист

О некоторых мерах по противодействию преступности иностранных граждан

Антипов Алексей Николаевич, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

Первозванский Валерий Борисович, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

Строгович Юрий Николаевич, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, государственный советник юстиции 3 класса.

В статье рассматриваются некоторые меры законодательного характера, направленные на противодействие преступности иностранных граждан с целью повышения безопасности государства.

Ключевые слова: иностранные граждане, безопасность, правонарушения, принудительное выдворение, наказание, совершенствование законодательства.

On Some Means of Combating Crimes Committed by Foreign Citizens

A.N. Antipov, V.B. Pervozvansky, Yu.N. Strogovich

Antipov Aleksey N., Leading Research Scientist of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Candidate of Legal Sciences Associate Professor.

Pervozvansky Valery B., Leading Research Scientist of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Candidate of Legal Sciences Associate Professor.

Strogovich Yury N., Senior Research Scientist of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Class 3 State Counselor of Justice.

In the article discusses some of the legislative measures aimed at combating crime foreign citizens with the purpose of Increasing the security of the state.

Key words: foreign citizens, security, violations, forced expulsion, punishment, improvement of legislation.

Вопросы обеспечения безопасности личности, общества и государства всегда были и остаются в центре внимания. В этой связи особую озабоченность вызывает растущее число правонарушений <1>, особенно преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации иностранными гражданами или мигрантами.

<1> Первозванский В.Б., Жиляев Р.М. Мигранты как угроза национальной безопасности // Миграционное право. 2017. N 2. С. 36.

Сложившееся не вполне благополучное положение дел свидетельствует о необходимости повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по профилактике, предупреждению и пресечению преступлений, противодействию незаконной миграции <2>, расширению межведомственного взаимодействия.

<2> Маматов М.В., Маслов И.А. К вопросу о состоянии противодействия незаконной миграции // Миграционное право. 2016. N 4. С. 32 - 36.

Одним из направлений совершенствования деятельности в данном весьма специфическом сегменте общественных отношений, безусловно, является совершенствование правового регулирования в первую очередь по вопросам определения необходимости и целесообразности пребывания на территории Российского государства иностранных граждан, имеющих судимость, а также лиц из их числа, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы <3>.

<3> Антипов А.Н., Первозванский В.Б., Голик Н.М., Кудряшов О.В. О некоторых факторах, влияющих на состояние безопасности уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. N 27. С. 23 - 27.

Необходимо отметить, что определенные шаги в данном направлении уже сделаны. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ <4> "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) в случае осуждения иностранных граждан "за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры", имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации (подп. 5 и 6 п. 1 ст. 7 и подп. 5 и 6 п. 1 ст. 9), выданное указанным лицам разрешение на временное проживание (вид на жительство) аннулируется и они утрачивают законные основания пребывания в Российской Федерации.

<4> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СПС "Гарант".

Очевидно, что применяемая в этом случае в соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ <5> "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ) процедура принятия решения о нежелательности пребывания указанных лиц на территории России становится, по существу, формальной и фактически излишней. Однако последующая процедура депортации, т.е. принудительной высылки иностранного гражданина из Российской Федерации, требует принятия дополнительных решений (п. 9 ст. 31 Закона N 115-ФЗ).

<5> Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // СПС "Гарант".

Что касается иностранных граждан, осужденных за совершение умышленных преступлений, относящихся к другим категориям либо имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение этих преступлений, аннулирование ранее выданного им разрешения на временное проживание (вида на жительство) на основании п. 1.2 ст. 7 и п. 2 ст. 9 Закона N 115-ФЗ уже требует в соответствии со ст. 25.10 Закона N 114-ФЗ принятия специального решения о нежелательности их пребывания на территории России.

В этой связи необходимо отметить, что указанная норма ст. 25.10 Закона N 114-ФЗ является по своей сути диспозитивной, а принятие решения о нежелательности пребывания рассматриваемой категории иностранных граждан на территории Российской Федерации носит, по существу, усмотрительный характер, т.е. в конечном счете зависит от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти <6> и фактически основано на субъективной оценке соответствующих должностных лиц этих органов, что помимо прочего значительно повышает риск совершения правонарушений коррупционной направленности.

<6> Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // СПС "Гарант".

Следует отметить, что в целях реализации положений указанных Федеральных законов различными федеральными органами исполнительной власти был издан ряд нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу правоотношений. К их числу, в частности, можно отнести совместный Приказ Минюста России и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 17 июля 2015 г. N 182/254 <7>, Приказ МВД РФ от 10 ноября 2012 г. N 1024 <8>, Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11 января 2011 г. N 2 <9>, Приказ Федерального медико-биологического агентства от 16 сентября 2010 г. N 534 <10>, Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 сентября 2010 г. N 336 <11>, Приказ Минюста РФ от 20 августа 2007 г. N 171 <12>, Приказ Федеральной миграционной службы от 21 мая 2009 г. N 119 <13>, Приказ Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 12 августа 2009 г. N 362 <14>, Приказ министра обороны РФ от 16 июля 2010 г. N 955 <15>.

<7> Приказ Министерства юстиции РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 17 июля 2015 г. N 182/254 "Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков при осуществлении мероприятий, связанных с принятием Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, отбывающих наказания в местах лишения свободы за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" // СПС "Гарант".
<8> Приказ МВД России от 10 ноября 2012 г. N 1024 "О порядке представления и рассмотрения в МВД России и его территориальных органах материалов для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (зарег. в Минюсте России 29.12.2012 N 26453) // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11 января 2011 г. N 2 "Об утверждении Порядка принятия решения Федеральной службой по финансовому мониторингу о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // СПС "Гарант".
<10> Приказ Федерального медико-биологического агентства от 16 сентября 2010 г. N 534 "Об утверждении Порядка представления материалов и их рассмотрения для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на территориях и в организациях, подлежащих обслуживанию ФМБА России" // СПС "Гарант".
<11> Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 сентября 2010 г. N 336 "О порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // СПС "Гарант".
<12> Приказ Минюста РФ от 20 августа 2007 г. N 171 "О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы" // СПС "Гарант".
<13> Приказ Федеральной миграционной службы от 21 мая 2009 г. N 119 "Об организации в системе Федеральной миграционной службы деятельности по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // СПС "Гарант".
<14> Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 12 августа 2009 г. N 362 "Об утверждении Инструкции об организации работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по представлению материалов и их рассмотрению при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // СПС "Гарант".
<15> Приказ министра обороны РФ от 16 июля 2010 г. N 955 "О Порядке представления и рассмотрения материалов в Министерстве обороны Российской Федерации для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // СПС "Гарант".

Экспресс-анализ уголовного законодательства и правоприменительной практики в данной сфере правового регулирования ряда зарубежных стран - Азербайджанской Республики, Латвийской Республики, Королевства Испания, Китайской Народной Республики, Швейцарской Конфедерации, Эстонской Республики и некоторых других - позволяет констатировать, что в подавляющем большинстве этих стран уголовную политику в отношении иностранных граждан, совершивших преступления, характеризует стабильно усиливающаяся тенденция, направленная на фактический отказ от принципа экономии уголовной репрессии.

Это обусловлено стремительно растущим числом иностранных граждан, прибывающих из слаборазвитых в экономическом отношении стран в страны с высоко развитой экономикой, игнорированием либо открытым нарушением с их стороны установленных законов и правил в стране пребывания, ростом числа умышленных и в первую очередь тяжких и особо тяжких преступлений среди данной категории граждан, нарастанием негативных тенденций в характере складывающихся отношений между ними и коренным населением.

С подобными вызовами столкнулась и наша страна. При этом необходимо учитывать современные реалии, обусловленные, с одной стороны, происходящими в мире глобальными изменениями, с другой стороны, внутригосударственными проблемами (это и фактически "открытые" границы, и существенное различие в экономическом положении России и новых государств - бывших союзных республик, и др.).

Вероятно, в том числе и по этой причине Координационным совещанием руководителей правоохранительных органов РФ была поставлена задача о необходимости подготовки предложений по вопросу о целесообразности внесения изменений в уголовное законодательство в части назначения основного или дополнительного наказания в виде принудительной высылки за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в случае совершения им умышленного преступления. То есть речь шла о целесообразности введения именно нового вида уголовного наказания - принудительной высылки иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.

Такие предложения были подготовлены. Ниже представлены результаты этой работы в самом общем виде (авторы принимали в ней непосредственное участие).

Следует сразу оговориться, что, во-первых, данные предложения в большинстве своем были сформулированы в виде законопроекта и содержали помимо необходимых изменений в Уголовный кодекс РФ еще и соответствующие взаимосвязанные изменения в ряд других законодательных актов, в частности в Закон N 114-ФЗ, Закон N 115-ФЗ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и др. Во-вторых, в подготовленном законопроекте новый вид уголовного наказания был назван не "принудительной высылкой", чтобы не смешивать его с термином "депортация", дефиниция которого содержит понятие "принудительная высылка" (ст. 2 Закона N 115-ФЗ), а "принудительным выдворением", по аналогии с одним из видов административного наказания - "административного выдворения" (ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ).

Отметим также, что при подготовке предложений по возможному законодательному решению обозначенной проблемы исходили из следующих предположений:

иностранный гражданин привлечен к уголовной ответственности в связи с совершением на территории Российской Федерации умышленного преступления, за которое предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы. В данном случае к умышленным преступлениям отнесены предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ тяжкие и особо тяжкие преступления, за исключением тех, субъектом которых не может быть иностранный гражданин, а также преступления небольшой и средней тяжести, за исключением тех, которые совершены по неосторожности либо совершены умышленно, но субъектом которых не может быть иностранный гражданин;

на момент совершения преступления иностранный гражданин достиг 18-летнего возраста;

принудительное выдворение должно применяться ко всем иностранным гражданам, совершившим умышленные преступления.

Случаи, когда иностранный гражданин приговорен к наказанию в виде пожизненного лишения свободы, из рассмотрения были исключены.

С учетом этого были предложены следующие возможные варианты законодательного решения поставленной задачи:

  1. введение нового вида уголовного наказания - принудительного выдворения за пределы Российской Федерации:

1.1) применение в качестве основного и дополнительного наказания (комбинированный способ):

а) основного - за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести; дополнительного - за совершение тяжких и особо тяжких преступлений при назначении в качестве основного наказания лишения свободы на определенный срок;

б) основного - за совершение умышленных преступлений в случае, если причиненный в результате преступления ущерб возмещен в полном объеме; дополнительного - во всех иных случаях совершения иностранными гражданами умышленных преступлений при назначении в качестве основного наказания лишения свободы на определенный срок;

1.2) применение в качестве основного наказания ко всем иностранным гражданам за совершение умышленных преступлений;

1.3) применение в качестве дополнительного наказания ко всем иностранным гражданам при назначении в качестве основного наказания лишения свободы на определенный срок за совершение умышленных преступлений;

  1. введение новой меры уголовно-правового характера - принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Следует отметить, что каждый из этих вариантов наряду с определенными достоинствами имеет и ряд недостатков.

Однако несомненным является то, что каждый из них при соответствующем законодательном закреплении позволяет решить вопрос о принудительном выдворении иностранных граждан, совершивших умышленные преступления, за которые в качестве наказания предусмотрено лишение свободы, причем как после отбытия срока наказания, так и непосредственно после вступления в силу обвинительного приговора суда.

По нашему мнению, представленные выше предложения по изменению уголовного законодательства (по крайней мере один из вариантов) и своевременны, и целесообразны, поскольку направлены в конечном счете на повышение стабильности в обществе и государстве, снижение уровня материальных затрат, обусловленных необходимостью содержания в исправительных учреждениях иностранных граждан, совершивших умышленные преступления на территории Российской Федерации.

Их принятие, как представляется, может стать одной из действенных мер, направленных на противодействие преступности иностранных граждан, и будет способствовать повышению уровня безопасности личности, общества и государства в целом.

Литература

  1. Антипов А.Н. О некоторых факторах, влияющих на состояние безопасности уголовно-исполнительной системы / А.Н. Антипов, В.Б. Первозванский, Н.М. Голик, О.В. Кудряшов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. N 27. С. 23 - 27.
  2. Маматов М.В. К вопросу о состоянии противодействия незаконной миграции / М.В. Маматов, И.А. Маслов // Миграционное право. 2016. N 4. С. 32 - 36.
  3. Первозванский В.Б. Мигранты как угроза национальной безопасности / В.Б. Первозванский, Р.М. Жиляев // Миграционное право. 2017. N 2. С. 35 - 38.