Мудрый Юрист

Аспекты надзора за исполнением законодательства об инвалидах

Орехова Оксана Ивановна, заместитель начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства - начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Челябинской области.

В статье освещаются отдельные вопросы осуществления надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов с учетом изменений федерального законодательства, складывающаяся в этом направлении судебная практика.

Ключевые слова: социальная защита инвалидов, доступность объектов, лекарственное обеспечение, средства технической реабилитации, маломобильные группы населения.

Aspects of supervision over implementation of legislation on disabled persons

O.I. Orekhova

Orekhova Oxana Ivanovna, Deputy Chief, Department for Supervision over Implementation of Federal Legislation - Head of Division for Supervision over Implementation of Federal Legislation, Human Rights and Freedoms, Public Prosecutor's Office of the Chelyabinsk Region.

The article highlights some issues of supervision over execution of legislation on social protection of disabled persons, taking into account changes in Federal legislation evolving in this direction jurisprudence.

Key words: social protection of persons with disabilities, accessibility of facilities, provision of medicines, rehabilitation equipment, people with limited mobility.

Органы прокуратуры Челябинской области в соответствии с требованиями законов, международно-правовых актов и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ осуществляют надзор за исполнением законодательства и соблюдением прав инвалидов.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и предусматривает систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Принципиально новые тенденции в организацию работы в этом направлении внесли Конвенция ООН о правах инвалидов и принятые после ее ратификации в Российской Федерации законодательные акты.

В Челябинской области проблемы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья актуальны.

На территории региона проживает более 244 тыс. инвалидов, что составляет порядка 7% от общей численности населения. Еще более 600 тыс. человек, или 17%, относятся к маломобильным группам населения. Таким образом, общая численность граждан, нуждающихся в беспрепятственном доступе к объектам социальной инфраструктуры и информации, составляет около 24% от всего населения области.

Для области, как и для других регионов, характерны недостаточность бюджетных ассигнований на лекарственное обеспечение инвалидов, предоставление технических средств реабилитации и санаторно-курортное лечение. Не все социальные объекты, транспорт, а также информационные ресурсы доступны для лиц с ограниченными возможностями. Есть проблемы в сфере труда и занятости инвалидов.

При этом некоторые вопросы удалось решить (в том числе в результате прокурорского вмешательства).

В области почти 70 тыс. инвалидов имеют право на получение за счет средств федерального бюджета государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В течение нескольких лет финансирование федерального бюджета на эти цели составляло не более 50% от потребности.

В результате в органы прокуратуры поступали многочисленные обращения граждан о нарушении их прав на бесплатное получение лекарств. Прокуроры предъявляли в суды иски о возложении соответствующей обязанности на орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере здравоохранения.

Была серьезная проблема с обеспечением лекарствами лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, которых в области более 300 (часть из них также инвалиды). В силу ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" соответствующими полномочиями в этой сфере наделены органы государственной власти субъектов Федерации.

Прокурор Челябинской области на протяжении нескольких лет информировал губернатора региона о необходимости принятия неотложных мер по устранению нарушений прав граждан.

В результате принятия областных законов о бюджете на 2016 и 2017 гг. полностью решен вопрос с бюджетным финансированием приобретения лекарств для лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Кроме того, за счет средств бюджета области почти на 30% обеспечено финансирование полномочий РФ по предоставлению государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами.

Благодаря вмешательству прокуратуры в регионе снята проблема доставки более тысячи больных, страдающих хронической почечной недостаточностью (основная часть которых являются инвалидами), к месту получения гемодиализа и обратно.

Решением Центрального районного суда г. Челябинска, оставленным в силе апелляционной инстанцией, удовлетворено исковое заявление прокурора Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о возложении на министерство здравоохранения Челябинской области обязанности по организации и доставке неспециализированным автомобильным транспортом больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализа) и обратно по утвержденному графику.

Во исполнение решения суда, которое исполнялось принудительно, региональное министерство здравоохранения определило способ доставки больных. В настоящее время доставка граждан для проведения гемодиализа осуществляется лечебными учреждениями и финансируется за счет средств областного бюджета, доведенных до них через отделение Фонда обязательного медицинского страхования РФ.

В течение шести лет - с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2016 г. - на территории области обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществлялось региональным министерством социальных отношений как уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации в рамках переданных государственных полномочий на основании Соглашения, заключенного между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и правительством Челябинской области, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 января 2010 г. N 2428-р.

Поступающие в качестве субсидий на осуществление переданных полномочий средства федерального бюджета в это время не превышали 30 - 40% потребности.

Значительное число граждан, нуждающихся в технических средствах реабилитации и санаторно-курортном лечении, обеспечивались ими на основании судебных решений, вынесенных по искам прокуроров.

С 1 января 2017 г. полномочия по финансовому обеспечению этих мер социальной поддержки переданы региональному отделению Фонда социального страхования РФ. Первоначально для их осуществления в 2017 г. были предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 30% от прогнозируемой потребности. Впоследствии, после неоднократных заявок регионального отделения, в том числе по предложению прокуратуры области, были предусмотрены дополнительные лимиты бюджетных обязательств, достаточные для обеспечения всех нуждающихся граждан техническими средствами реабилитации.

Особое внимание уделялось обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры. Отдельные коррективы в эту деятельность были внесены в результате изменения федерального законодательства. В силу положений ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 1 июля 2016 г. законодатель закрепил условие обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов и средств. При невозможности полностью приспособить объекты градостроительства с учетом потребностей инвалидов собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Несмотря на несколько смягченные положения законодательства, в области сложилась практика по понуждению, в том числе в судебном порядке, органов и организаций к безусловному соблюдению прав инвалидов.

Так, суды по искам прокуроров возлагали на органы местного самоуправления обязанность обеспечить лиц с ограниченными возможностями здоровья доступом в занимаемые ими жилые помещения в многоквартирных домах в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Требования прокуроров удовлетворяются судом в интересах инвалидов, являющихся собственниками жилых помещений, а также занимающих их на ином праве.

Суды учитывают, что положения ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о применении с 1 июля 2016 г. норм о доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств исключительно в отношении вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов и средств не распространяются на помещения многоквартирных домов.

Осуществлению прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов, в особенности о безбарьерной среде, способствует взаимодействие с различными общественными организациями инвалидов. Их представители, в том числе инвалиды-колясочники, инвалиды по слуху и зрению, привлекаются к проведению проверок, с ними проводятся регулярные встречи, к участию в которых приглашаются также должностные лица органов местного самоуправления. В ходе подобных мероприятий работники прокуратуры разъясняют законодательство в различных сферах, участники обсуждают вопросы соблюдения прав и законных интересов инвалидов, в том числе формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. При необходимости оказывается помощь в подготовке заявлений в уполномоченные органы и суд. Полученная информация используется при планировании и проведении надзорных мероприятий.

Вопросы защиты прав инвалидов, повышения эффективности надзорной деятельности рассмотрены в марте 2017 г. на специальной расширенной коллегии прокуратуры области с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти региона.

Кроме того, прокуратурой области организован и проведен масштабный открытый форум "Доступная среда и равенство возможностей", в котором приняли участие более ста человек.

К работе форума были привлечены представители территориальных органов Росздравнадзора, Фонда социального страхования, Главного бюро медико-социальной экспертизы, региональных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере здравоохранения, социальных отношений, занятости, физической культуры и спорта, строительства и инфраструктуры, органов местного самоуправления, члены областных и местных отделений общественных организаций инвалидов. Озвучили свое видение соблюдения прав инвалидов в области уполномоченный по правам человека в Челябинской области и члены общественной палаты региона.

На мероприятии в режиме открытого прямого диалога обсуждались проблемы инвалидов и возможные пути их решения с учетом полномочий прокуроров, органов государственной власти и местного самоуправления. Повышенный интерес и дискуссию вызвали вопросы обеспечения доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры, развития спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По окончании форума организована работа мобильной приемной прокуратуры области, где в индивидуальном порядке предоставлена возможность обратиться с заявлением, получить разъяснение по интересующему правовому вопросу.

С учетом существующих реалий надзор за исполнением законодательства о защите инвалидов не теряет актуальности.