Мудрый Юрист

Отношения по обязательному социальному страхованию в предмете трудового права: история и современное состояние

Благодир Алла Леонтьевна, профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, доктор юридических наук.

В статье рассматривается проблема правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию. Автор ставит задачу исследовать указанные отношения в историческом развитии и выявить проблемы их правового регулирования на современном этапе.

Методологическую основу исследования составили исторический метод, позволяющий рассмотреть динамику развития отношений по обязательному социальному страхованию в трудовом праве, и формально-юридический метод, используя который можно раскрыть межотраслевые системные связи в правовом регулировании этих отношений.

Автор приходит к выводу, что особенность отношений по обязательному социальному страхованию в трудовом праве заключается в том, что в отличие от трудовых отношений, одновременно с которыми они возникают, основанием их возникновения является не договор между его сторонами, а норма закона, в связи с чем их содержание определено государством и не может быть изменено соглашением сторон. Анализ действующего трудового законодательства дает основание полагать, что указанная особенность исследуемых отношений законодателем проигнорирована, поскольку включение их в предмет трудового права не сопровождалось закреплением в Трудовом кодексе Российской Федерации соответствующего правового механизма их регулирования, учитывающего данную специфику.

Также следует учитывать особую социальную значимость этих отношений, которая проявляется в том, что, будучи включенными в предмет трудового права, они становятся важной предпосылкой формирования будущих материальных прав застрахованного, реализуемых в социально-обеспечительных отношениях, входящих в предмет уже другой отрасли - права социального обеспечения.

Ключевые слова: законодательство, Кодекс законов о труде, Трудовой кодекс Российской Федерации, обязательное социальное страхование, иные связанные с трудовыми отношения, право социального обеспечения.

Statutory Social Insurance Relations in Labor Law: History and Current Status

A.L. Blagodir

Blagodir A.L., professor at the Kutafin Moscow State Law University, doctor of legal sciences.

The article deals with the problem of a statutory social insurance relations' regulation. The author focuses on the research of statutory social insurance relations in their historical development and brings light to the problems of regulation in labor legislation in force.

Methodological research basis lies in the historical method allowing consideration of the statutory social insurance relations' development in labor law, formal legal method that permits to reveal interbranch system-based contacts in the regulation of the relations.

The researcher makes a conclusion that nowadays the sphere of statutory social insurance relations in labor law resides in the fact that up to the moment the conclusion of an employment agreement and creation of labor relationship, the insurant and the insurance underwriter are already in administrative and financial legal relations.

The author comes to the conclusion that the peculiarity of relations in labor law's statutory social insurance is that, unlike labor relations, simultaneously with which they arise, the basis for their emergence is not an agreement between its parties, but a rule of law, where the content is determined by the state and cannot be changed by agreement of the parties. The analysis of the current labor legislation gives grounds to believe that the indicated peculiarity of the researched relations by the legislator has been ignored, since their inclusion in the subject of labor law was not accompanied by the fixing in the Labor Code of the Russian Federation of the appropriate legal mechanism for their regulation that takes into account this specificity.

Key words: legislation, Labor Code, statutory social insurance, elements directly related with labor relations, social security law.

Функционирование рынка труда как неотъемлемого элемента рыночной экономики, обусловленного капиталистическим способом производства, сопровождалось формированием систем самообеспечения наемных работников. Наиболее универсальными из них оказались системы обязательного социального страхования. История их возникновения и развития в разных странах насчитывает без малого почти два столетия со времени принятия в Германии первых "бисмарковских" законов, которыми государство возложило бремя финансовых расходов на обеспечение работников в случае утраты ими заработка по причинам, признанным государством страховыми случаями, на работодателей и самих работающих.

В России в связи с подготовкой проектов первых законов о социальном страховании в 1912 г. практически все политические партии предлагали свои программы. Чаяниям трудящихся в наибольшей степени отвечала Программа социального страхования, разработанная партией большевиков, вошедшая в историю в качестве "Ленинской страховой Программы", однако ее концепция в принятом впоследствии законе отражения не нашла.

После Октябрьской революции 1917 г. право на обеспечение наемных работников в порядке обязательного социального страхования было закреплено в первых декретах советской власти <1>, которые послужили основой для включения в КЗоТ РСФСР 1918 г. положений о порядке установления факта постоянной или временной нетрудоспособности (п. 5), о праве трудящихся на получение пособия по болезни (п. 78) и по безработице (п. 79).

<1> См.: Декрет СНК РСФСР от 22 декабря 1917 г. "О страховании на случай болезни"; Положение о страховании на случай безработицы от 11 декабря 1917 г.

Основные принципы обязательного социального страхования, нашедшие закрепление в первых декретах советской власти, в первые десятилетия существования Советского государства практически не могли быть реализованы. Только окончание гражданской войны и переход страны к новой экономической политике создали предпосылки для существенных изменений во всех сферах жизни общества. Новые экономические условия, связанные с хозрасчетом, появлением частных собственников и предпринимателей <2>, обусловили необходимость совершенствования законодательства, регулирующего различные общественные отношения. Это не могло не коснуться и такой сферы, как социальное обеспечение работающих по найму: оно было заменено социальным страхованием за счет средств предприятий, на которых они работали <3>. В связи с этим в КЗоТ РСФСР 1922 г. были включены нормы, гарантирующие право на социальное страхование всех лиц наемного труда вне зависимости от места их работы (государственные, общественные, кооперативные, концессионные, арендные, смешанные, частные предприятия, учреждения или хозяйства, работа у частных лиц) (ст. 175); определены виды обеспечения, такие как лечебная помощь, пособия по временной утрате трудоспособности при болезни, в случае увечья, при карантине, беременности, родах, уходе за больным членом семьи; дополнительные пособия на кормление ребенка, предметы ухода, погребение; пособия по безработице; пенсии по инвалидности, по случаю старости, членам семей рабочих в случае смерти или безвестного отсутствия кормильца и др. (ст. 176); указаны финансовые источники, за счет которых осуществлялось социальное страхование (ст. ст. 177 - 179).

<2> См., например: Декрет СНК РСФСР от 9 декабря 1921 г. "О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве"; Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. "О страховании на случай болезни"; Декрет СНК РСФСР от 28 декабря 1921 г. "О социальном обеспечении при безработице".

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова "Курс права социального обеспечения" включена в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2009 (2-е издание, дополненное).

<3> Тезисы о социальном страховании, утв. ЦК РКП(б) 4 сентября 1922 г. // Вопросы страхования. 1922. N 1. С. 6; см. также: Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982. С. 9; Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2008. С. 200; Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М., 2013. С. 22.

Следует подчеркнуть, что КЗоТ РСФСР 1922 г. гарантировал работникам право на получение пособий за счет средств государства и в случае неуплаты страховых взносов по социальному страхованию предприятиями, учреждениями, хозяйствами или лицами, пользующимися наемным трудом. Одновременно с закреплением норм о социальном страховании в структуре трудового законодательства в административном законодательстве предусматривалась ответственность нанимателей за несвоевременную уплату страховых взносов <4> и процедура рассмотрения споров о назначении социально-страховых выплат <5>. В рамках гражданского судопроизводства рассматривались иски о возмещении вреда при утрате застрахованными лицами трудоспособности, а также регрессные иски страховых касс к предприятиям, на которых произошло трудовое увечье <6>.

<4> См.: Постановление НКТ РСФСР от 25 июля 1929 г. N 161 "Об административной ответственности нанимателей за нарушение узаконений и распоряжений о труде"; разъяснение НКЮ РСФСР от 26 января 1928 г. N 43 (п. 226) "О взыскании в бесспорном порядке с правопреемников взносов на социальное страхование, накопившихся за время до перехода предприятия к правопреемникам".
<5> См.: разъяснение Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 января 1927 г. "О неподсудности суду споров, касающихся вопросов назначения пенсий и пособий по соцстраху"; п. п. 76, 77 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности, с изм. и доп., внесенными ВЦСПС 5 ноября 1933 г.; Правила о пособиях на рождение ребенка, с изм. и доп., внесенными ВЦСПС 5 ноября 1933 г.
<6> См.: Циркуляр Верховного Суда РСФСР от 18 июня 1924 г. N 18 "О применении ст. ст. 413 - 414 ГК при разрешении споров по искам о возмещении вреда от утраты застрахованными трудоспособности"; инструктивное письмо ГКК Верховного Суда, утв. Президиумом Верховного Суда РСФСР 26 декабря 1930 г. "О судебной практике по увечным делам".

В 1930-е гг. вопросы организации и финансирования социального страхования были переданы в ведение профсоюзов <7>. С этого момента право работника на получение пособия по временной нетрудоспособности, определение его размера напрямую зависели от того, являлся он членом профсоюза или нет <8>.

<7> См.: Постановление СНК СССР и ВЦСПС от 10 сентября 1933 г. "О порядке слияния НКТ СССР с ВЦСПС"; Постановление ЦИК и СНК СССР от 23 августа 1931 г. "О порядке уплаты взносов на социальное страхование".
<8> См.: Постановление ЦИК и СНК от 23 июня 1931 г. "О социальном страховании".

На XXIII съезде КПСС (1966 г.) была поставлена одна из главных экономических задач - существенный подъем уровня жизни народа, более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей всех советских людей.

Реализация поставленной задачи выразилась в активном развитии и совершенствовании советского законодательства, принятии множества нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в социальной сфере. В этот период известный советский ученый В.С. Андреев научно обосновывает формирование новой отрасли в системе советского права - права социального обеспечения. Однако объективно нормативные акты о социальном обеспечении еще продолжали оставаться в системе трудового и административного права. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г. и третий КЗоТ РСФСР 1971 г. предусмотрели в ст. 2 право рабочих и служащих на материальное обеспечение в порядке государственного социального страхования в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. В главе XVI "Государственное социальное страхование" КЗоТ РСФСР 1971 г. законодатель закрепил основные положения в части регулирования отношений по социальному страхованию. Так, всем рабочим и служащим гарантировались права: на обязательное государственное социальное страхование (ст. 236), на конкретные виды обеспечения (ст. 238); указывался конкретный финансовый источник - взносы на государственное социальное страхование, уплачиваемые предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка (ст. 237). Условия предоставления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по случаю рождения ребенка, пособия на погребение, пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пенсии за выслугу лет, устанавливаемые для некоторых категорий работников, были определены в ст. ст. 238 - 243 и конкретизированы в нормативных актах о социальном обеспечении.

В 1970-е гг. заинтересованность государства в совершенствовании и консолидации общественных отношений в сфере социального обеспечения выразилась в формировании отраслевого социально-обеспечительного законодательства, в структуру которого вошли также акты, регулирующие отношения по социальному страхованию. По мнению В.С. Андреева <9>, многочисленность правовых норм, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению, позволила законодателю провести так называемую малую кодификацию <10> законодательства о социальном обеспечении. Такая кодификация объединяла нормативные акты, регулирующие социально-обеспечительные отношения: о государственном социальном страховании, пенсионном обеспечении, медицинской помощи и лечении.

<9> См.: Андреев В.С. Понятие и система советского права социального обеспечения // Правоведение. 1969. N 5; Андреев В.С. Научные труды. М., 2013. Т. 2. С. 484.
<10> Акты, входившие в "малую" кодификацию законодательства о социальном обеспечении, - это акты, относящиеся одновременно к законодательству о социальном обеспечении и другим отраслям законодательства (административного, трудового, колхозного, финансового, гражданского, гражданско-процессуального), а также акты, непосредственно закрепляющие отношения в сфере социального обеспечения (см.: Социальное обеспечение и страхование в СССР: Сборник официальных документов / Сост. М.Л. Захаров, В.М. Писков. М., 1972).

В 1990-е гг. в связи с переходом Российской Федерации к рыночной экономике законодатель подверг ревизии все ранее принятые нормативные акты, приняв новые законы, ставшие основой для дальнейшего развития российского законодательства.

В Трудовом кодексе РФ 2001 г. не нашлось места для закрепления отношений по социальному страхованию в структуре предмета трудового права, хотя осуществление обязательного социального страхования было признано в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений. В отдельных статьях ТК РФ закреплялось право работника на обязательное социальное страхование (ст. 21) и корреспондирующая с данным правом юридическая обязанность работодателя (ст. 22). В то же время ответа на вопрос о том, в рамках какого отношения должны реализоваться указанные право и обязанность, в Кодексе не было. Только в 2006 г. законодатель вносит дополнение в ст. 1 ТК РФ, включив "отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами" <11>, в предмет трудового права.

<11> См.: Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Появление в Трудовом кодексе правовых норм, регулирующих отношения по обязательному социальному страхованию, послужило поводом для научных дискуссий по вопросу их правовой природы в условиях рыночной экономики (И.И. Андриановская, Т.Ю. Барышникова, Ю.В. Васильева, А.Я. Петров, Ю.П. Орловский, М.Л. Захаров и др.) <12>. К сожалению, единства взглядов на данную проблему до настоящего времени не наблюдается. Нередко в рамках отношений по обязательному социальному страхованию предлагается рассматривать отношения по предоставлению обеспечения по страхованию пострадавшим от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др. Однако указанные отношения регулируются другой отраслью - правом социального обеспечения.

<12> См. об этом: Андриановская И.И. Преемственность в трудовом праве России: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. С. 71 - 74; Барышникова Т.Ю. К вопросу о включении отношений по обязательному социальному страхованию в предмет правового регулирования отрасли трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 1. С. 30 - 34; Васильева Ю.В. О включении в предмет трудового права Российской Федерации отношений по обязательному социальному страхованию // Трудовой кодекс Российской Федерации: проблемы теории и практики: Материалы регион. науч.-практ. конф. Пермь, 2012. С. 16 - 23; Петров А.Я. Спорные аспекты принципов российского трудового права // Трудовое право. 2008. N 11. С. 65 - 72; Орловский Ю.П. Новый этап реформирования трудового законодательства // Хозяйство и право. 2006. N 8. С. 3 - 12; Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М., 2013.

Представляется, что трудности, связанные с определением предметной принадлежности отношений по обязательному социальному страхованию наемных работников и отношений по их материальному обеспечению в порядке обязательного социального страхования, возникают по двум причинам. Основной из них является то, что законодатель, включив исследуемые отношения в предмет трудового права, не закрепил в Трудовом кодексе правовой механизм их регулирования, придав соответствующим нормам отсылочный характер. Другая причина - это комплексность того законодательства, нормы которого должны регулировать данный элемент предмета трудового права. Положения, закрепленные в этих нормах, по своей правовой природе в равной степени могут относиться одновременно как к административному, финансовому праву, так и к трудовому праву либо праву социального обеспечения. Научный анализ таких норм позволяет, на наш взгляд, сделать вывод об отсутствии возможности четкого и однозначного выделения соответствующего объекта регулирования (т.е. вида конкретного общественного отношения), будь то организация деятельности страхователя, органов социального страхования, определение видов обязательного социального страхования и др. И, как следствие, в сферу регулирования трудового права ошибочно включаются социально-обеспечительные отношения, входящие в предмет, как уже выше говорилось, совершенно иной отрасли - права социального обеспечения.

Кроме того, на специфике правового регулирования исследуемых отношений отражаются также особенности, обусловленные видом обязательного социального страхования (пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), каждый из которых регулируется отдельным законом, предусматривающим их специфику. Право на каждый вид обязательного социального страхования реализуется через соответствующее правоотношение. Не углубляясь в специфику каждого из них и руководствуясь закрепленными в ТК РФ и Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" нормами, полагаем возможным выделить то общее, что характерно для правоотношений по обязательному социальному страхованию независимо от вида страхования.

Законодатель не обязывает страхователя (работодателя) выполнять какие-либо действия, направленные на регистрацию у страховщиков, поскольку Федеральная налоговая служба России не позднее следующего рабочего дня за днем государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в электронном виде передает страховщику сведения о нем как о страхователе <13>. Страховщик на основании этих сведений обязан в срок, не превышающий трех рабочих дней <14>, зарегистрировать страхователя в случаях, предусмотренных федеральными законами <15>.

<13> См. об этом п. 3.1 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; п. 9 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1092 "О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; п. 4 ст. 17 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; ч. 2 ст. 9 и п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".
<14> См. об этом ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; ст. 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
<15> См.: п. 7 ч. 2 ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".

Таким образом, в связи с реализацией указанных выше обязанностей возникают административные правоотношения, поскольку порядок регистрации юридического лица в статусе страхователя у страховщика предусмотрен законом. Кроме того, между страхователем и страховщиком возникают также и финансовые правоотношения, в рамках которых страхователь обязан уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы страховщику.

Что касается отношения по обязательному социальному страхованию, то оно возникает между страхователем (работодателем) и работником.

Одним из обязательных условий трудового договора является условие об обязательном социальном страховании работника (ст. 57 ТК РФ). Отношение по обязательному социальному страхованию, регулируемое нормами трудового права, становится правоотношением с момента заключения сторонами трудового договора <16> и возникновения трудового правоотношения между страхователем (работодателем) и застрахованным лицом (работником). Именно с этого момента у страхователя (работодателя) и застрахованного лица (работника) возникают субъективные права и юридические обязанности по обязательному социальному страхованию.

<16> См.: Долова А.З. Юридические факты в трудовом праве: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 55 - 57.

В период действия трудового правоотношения работник имеет право на обязательное социальное страхование в соответствии со ст. ст. 21, 219, 227, 312.1 ТК РФ и в случаях, предусмотренных федеральными законами. С указанным правом работника корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (ст. 22 ТК РФ).

Обеспечение права на обязательное социальное страхование является одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. ст. 2, 210 ТК РФ). Исходя из этого принципа, а также принципов, положенных в основу обязательного социального страхования <17>, формируется содержание правоотношения по обязательному социальному страхованию, субъектами которого являются страховщик и страхователь. Так, согласно ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право: в случае необходимости при наступлении страхового случая назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая. В обязанности страховщика входит бесплатное информирование и консультирование страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

<17> См. об этом ст. 4 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" (всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования); ст. 4 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В свою очередь, страхователь (работодатель) в соответствии со ст. 12 указанного Закона имеет право: бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплачиваемого застрахованным лицам; обращаться в суд для защиты своих прав. Обязанностью страхователя (работодателя) является: обеспечение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 212 ТК); информирование страховщика о несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании (ст. 228.1 ТК РФ).

Анализ правовых норм, закрепленных в п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", показывает, что конкретное правоотношение по обязательному социальному страхованию между работодателем и работником возникает по поводу деятельности страхователя, т.е. определенного поведения работодателя. В частности, по своевременной уплате страховщику в установленные сроки и в надлежащем размере страховых взносов за застрахованного (конкретного работника), работающего по трудовому договору, и иного лица, которое относится к числу застрахованных.

Что касается выплат, производимых застрахованному, которые производит страхователь, страховщик либо уполномоченный орган при наступлении страховых случаев, то они являются материальным благом. Условия, порядок назначения и их размеры установлены федеральными законами и гарантированы государством. Важно подчеркнуть, что при наступлении страхового случая у застрахованного лица (работника), за которого страхователь (работодатель) производит, производил либо обязан был производить уплату страховых взносов, возникает правоотношение по предоставлению одного из видов социального обеспечения в порядке обязательного социального страхования, которое регулируется нормами не трудового права, а права социального обеспечения. Субъектами правоотношений по социальному обеспечению застрахованных лиц всегда являются физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин) и государственный орган или по поручению государства иной орган (уполномоченное лицо) <18>, в компетенцию которого входит обязанность по предоставлению соответствующего вида материального обеспечения.

<18> См.: Право социального обеспечения России: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. М., 2014. С. 105.

Библиографический список

Андреев В.С. Научные труды. М., 2013. Т. 2.

Андреев В.С. Понятие и система советского права социального обеспечения // Правоведение. 1969. N 5.

Андриановская И.И. Преемственность в трудовом праве России: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015.

Барышникова Т.Ю. К вопросу о включении отношений по обязательному социальному страхованию в предмет правового регулирования отрасли трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 1.

Васильева Ю.В. О включении в предмет трудового права Российской Федерации отношений по обязательному социальному страхованию // Трудовой кодекс Российской Федерации: проблемы теории и практики: Материалы регион. науч.-практ. конф. Пермь, 2012.

Долова А.З. Юридические факты в трудовом праве: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.

Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М., 2013.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова "Курс права социального обеспечения" включена в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2009 (2-е издание, дополненное).

Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2008.

Орловский Ю.П. Новый этап реформирования трудового законодательства // Хозяйство и право. 2006. N 8.

Петров А.Я. Спорные аспекты принципов российского трудового права // Трудовое право. 2008. N 11.

Право социального обеспечения России: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. М., 2014.

Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982.

Социальное обеспечение и страхование в СССР: Сборник официальных документов / Сост. М.Л. Захаров, В.М. Писков. М., 1972.