Мудрый Юрист

Особенности правового регулирования оказания услуг в сфере транспортного обслуживания, оказываемых инвалидам и маломобильным группам населения на отдельных видах транспорта

Ланцева Вероника Юрьевна, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института морского транспортного менеджмента, экономики и права Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича Ушакова, кандидат юридических наук.

Ятченко Лидия Валентиновна, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института морского транспортного менеджмента, экономики и права Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича Ушакова, кандидат экономических наук.

В статье проводится анализ правового регулирования оказания в сфере транспортного обслуживания маломобильных групп населения на железнодорожном транспорте и авиатранспорте с учетом отличительных особенностей транспортного обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Ключевые слова: транспортное обслуживание, маломобильные группы населения, пассажиры с ограниченными физическими возможностями, электронный паспорт доступности вокзала.

Peculiarities of the Legal Regulation of Transport Services Rendering to Disabled Persons and People with Limited Mobility on Specific Means of Transport

V.Yu. Lantseva, L.V. Yatchenko

Lantseva Veronika Yu., Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law of the Institute of Maritime Transport Management, Economics and Law of the Admiral Ushakov Maritime State University, Candidate of Legal Sciences.

Yatchenko Lidia V., Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law of the Institute of Maritime Transport Management, Economics and Law of the Admiral Ushakov Maritime State University, Candidate of Economic Sciences.

The article analyzes the legal regulation of provision of low-mobile groups in the transport sector in the railway and air transport, taking into account the distinctive features of transport services for passengers with reduced physical capabilities.

Key words: transport services, low-mobility groups of the population, passengers with disabilities, electronic passport of the accessibility of the station.

По мере экономического развития страны увеличиваются межотраслевые и экономические связи между регионами как внутри страны, так и на международном уровне. Поэтому Правительство России совместно с Министерством транспорта РФ уделяет большое внимание развитию именно пассажирских перевозок. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года указывает на приоритетность их развития, интеграцию в международную транспортную систему.

Инвалиды составляют значительную и растущую часть населения мира и являются самым крупным меньшинством в мире. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения их число увеличивается с ростом народонаселения, а также в связи с достижениями современной медицины и общим старением населения. Наравне с другими гражданами инвалиды обладают теми же правами, включая принципы доступности и полного и эффективного вовлечения и включения в общество, в том числе правом на свободу передвижения и свободу выбора. Необходимая инфраструктура для предоставления услуг инвалидам и маломобильным гражданам в Российской Федерации отстает от западных стран по ряду критериев.

Правовое регулирование оказания услуг в сфере транспортного обслуживания инвалидам и маломобильным группам населения базируется на положениях Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <1>. В соответствии с данным нормативным актом обеспечение жизнедеятельности инвалидов включает в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры.

<1> Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

Данным Законом предусмотрен также ряд требований к органам государственной власти и организациям, предоставляющим транспортные услуги населению, направленных на создание доступной среды на транспорте для инвалидов <2>.

<2> Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Чернякина Т.С. Совершенствование законодательства Российской Федерации в рамках реализации положений Конвенции о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2016. N 2. С. 18 - 19.

Представляется рациональным остановиться на особенностях правового регулирования оказания услуг в сфере транспортного обслуживания, оказываемых инвалидам и маломобильным группам населения, на отдельных видах транспорта (железнодорожном и авиатранспорте).

Регламентация перевозок железнодорожным транспортом осуществляется Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации <3>. В 2014 г. Устав был дополнен ст. 80.1, закрепляющей правила обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых услуг наравне с другими пассажирами, установленные для перевозчика и владельца транспортной инфраструктуры.

<3> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.

Пассажиры из числа инвалидов имеют право на оказание владельцем инфраструктуры без взимания дополнительной платы следующих услуг: помощь при передвижении по территории вокзала, при оформлении и получении багажа, обеспечение посадки в транспортное средство инвалидов и высадки из него; предоставление вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок; допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение. Пассажирам из числа инвалидов в поездах дальнего следования без взимания дополнительной платы должны быть обеспечены посадка в вагон и высадка из него работниками перевозчика.

На российских железных дорогах в составе поездов дальнего следования для удобства пассажиров с ограниченными физическими возможностями курсируют 534 вагона со специальными купе (в том числе 14 двухэтажных вагонов).

Такие специализированные вагоны обладают рядом особенностей:

  1. посадка/высадка пассажиров с ограниченными физическими возможностями осуществляется посредством оборудования входа в вагон подъемником, позволяющим использование и высокой, и низкой платформ;
  2. расширенное двухместное купе, оснащенное вспомогательными ремнями для самостоятельной пересадки пассажира в кресло;
  3. возможность установки спальной полки в любое удобное положение;
  4. увеличенная ширина дверных проемов и коридора, позволяющая пассажиру в кресле-коляске свободно перемещаться;
  5. выключатели, розетки, кнопки вызова проводника расположены низко и снабжены табличками с рельефным текстом для чтения пальцами и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию;
  6. наличие автоматизированной системы связи для вызова проводника;
  7. увеличенная в размерах туалетная комната, оснащенная дополнительными поручнями и световым и звуковым табло для пассажиров с поражением зрения, слуха.

Поезда, в составе которых курсируют специализированные вагоны, подразделяются на поезда, оснащенные креслом-коляской для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в настоящее время курсирует более 180 поездов данного вида), и поезда, в составе которых имеются вагоны со специальными двухместными купе для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями здоровья (более 160 поездов). Причем поезда второго вида курсируют также в международном сообщении, осуществляя пассажирские перевозки беспересадочно в страны Европы и Азии. В частности, в настоящее время для маломобильных пассажиров доступны международные маршруты "Москва - Хельсинки", "Санкт-Петербург - Таллин", "Москва - Пекин".

В целях обеспечения условий доступности для пассажиров с ограниченными физическими возможностями с 2011 г. функционирует Центр содействия мобильности ОАО "РЖД". Функцией центра является, например, прием заявок на сопровождение и оказание помощи на вокзалах пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. При оформлении заявки для пассажиров с ограниченными физическими возможностями доступны следующие услуги, оказываемые на вокзале: организация встречи на территории вокзального комплекса; сопровождение пассажира от/до транспортного средства по территории вокзального комплекса, его основным зонам; оказание помощи при получении предоставляемых на вокзале услуг; предоставление места на вокзале для временного пребывания пассажира на период ожидания транспортного средства; оказание содействия при перемещении багажа; оказание помощи при посадке (высадке) в поезда дальнего следования.

Ответственный сотрудник вокзала может отказать в обслуживании по заявке на безвозмездной основе в случае выявления несоответствия указанных в заявке данных (например, отсутствие очевидных внешних признаков физических ограничений, признаков инвалидности), предлагая оказание необходимых услуг в соответствии с установленными тарифами.

Отсутствие в составе поезда специализированного вагона не исключает для пассажира с ограниченными физическими возможностями осуществления услуг по перевозке. По заявке пассажира вагон с местами для инвалидов может быть включен в состав поезда. Срок подачи заявки строго не регламентирован, однако ОАО "РЖД" рекомендуется подача заявок до начала продажи билетов на поезда за 60 суток.

При проезде в специализированных купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями устанавливаются скидки к тарифам на проезд в размере 50% от полной стоимости с 16 августа 2017 г.

При этом к стоимости проезда в специальных купе не применяется программа "Динамическое ценообразование" (основной принцип заключается в следующем: чем выше спрос и меньше мест, тем выше цена на билеты; стоимость проезда варьируется в зависимости от таких факторов, как расстояние, популярность маршрута, категория поезда, время года, день недели, время отправления, прибытия, количество предложенных мест в поезде, дата совершения покупки билета), но применяется график гибкого регулирования тарифов, предполагающий применение различных коэффициентов индексации в зависимости от периода (например, при поездке в период с 1 января по 8 января применяется повышающий коэффициент индексации, составляющий 1,10, т.е. стоимость билета на указанные даты отправления будет увеличена на 10% в сравнении с установленным тарифом).

В настоящее время обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами находится в стадии формирования. С подробной информацией о доступности вокзальных комплексов пассажиры могут ознакомиться с помощью ресурса ОАО "РЖД" "Карта доступности вокзалов", предоставляющего оценку адаптированности объектов вокзальной инфраструктуры для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Для всех вокзальных комплексов были разработаны электронные паспорта доступности, что позволяет пассажирам получить более подробную информацию и выбрать наиболее доступный и комфортный маршрут следования, а также в случае необходимости заранее обратиться в ЦСМ для оформления заявки на оказание услуг помощи и сопровождения.

Электронный паспорт доступности вокзала представляет собой ресурс, отображающий визуальную информацию о доступности вокзала с описанием всех его функциональных зон (парковка, привокзальная площадь, входные группы, пути движения, туалетные комнаты, залы ожидания, кассы, камеры хранения, платформы, коммерческие помещения, информация и навигация, вертикальные связи). Так, например, рейтинг вокзала "Новороссийск" составляет 80%. Оценка доступности функциональных зон осуществляется с учетом категории людей с ограниченными возможностями, а именно оценивается фактическая доступность функциональной зоны для пассажиров на кресле-коляске, с поражением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. Привокзальная площадь, парковка, проход на перрон являются частично доступными функциональными зонами с оценкой доступности 87,5%, а кассы являются недоступной функциональной зоной с оценкой доступности 37,5%. На примере анализа инфраструктуры вокзала "Новороссийск" за последние годы можно сделать вывод, что она претерпела кардинальные изменения, направленные на обеспечение доступной среды на железнодорожном транспорте для инвалидов и маломобильных групп населения. Однако налицо ряд существенных недоработок, исключающих беспрепятственный доступ данной категории пассажиров к ряду функциональных зон, которые, вероятно, должны быть упразднены в ближайшее время.

Правовое регулирование оказания услуг в сфере транспортного обслуживания, оказываемых инвалидам и маломобильным группам населения на авиатранспорте, осуществляется Приказом Министерства транспорта РФ от 15 февраля 2016 г. "Об утверждении порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах" <4>.

<4> Приказ Министерства транспорта РФ от 15 февраля 2016 г. N 24 "Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах" // Российская газета. 2016. 4 апреля.

Порядок реализуется при осуществлении как внутренних, так и международных воздушных перевозок регулярными и чартерными рейсами. Пассажиры из числа маломобильных групп при бронировании билетов используют разнообразные сервисы по бронированию билетов (пункты продажи авиабилетов, агенты перевозчика, непосредственно перевозчик, информационные ресурсы и т.д.). При бронировании билетов и заключении договора о воздушной перевозке необходимо сообщить об имеющихся ограничениях жизнедеятельности пассажира, а также о характеристиках индивидуального средства передвижения, перевозимого на борту воздушного судна.

Авиакомпания, в свою очередь, должна заранее предоставлять информацию обо всех услугах, оказываемых ею во время перевозки. Сопровождение маломобильных граждан начинается с их прибытия в аэропорт вылета и продолжается на борту самолета и в аэропорту прилета.

Пассажирские места на борту воздушного судна предоставляются при соблюдении необходимых требований безопасности перевозок. Выполнение этого пункта затруднено из-за использования старых моделей самолета, которые проектировались без учета нужд пассажиров из числа инвалидов. Сопровождающим инвалидов лицам перевозчик должен принять все возможные меры, чтобы организовать совместное размещение инвалида с сопровождающим лицом.

Вся организация по предоставлению услуг пассажирам из числа инвалидов осуществляется специализированным подразделением в аэропорту. При этом в приказе поэтапно описывается все действия, производимые сотрудниками аэропорта по вылету и по прилету.

Принятие этого приказа является важным этапом формирования доступной среды для инвалидов и способствует более глубокой интеграции Российской Федерации в международное правовое поле. Но при этом существует ряд проблем, связанных с реализацией положений приказа.

Здание аэропорта оборудуется инфраструктурой для передвижения маломобильных групп, но ее использование затруднено из-за целого ряда ошибок, допущенных при проектировании. Например, пандусы имеют высокий угол наклона и сооружаются из скользких материалов. Коляски, которые предоставляются инвалидам для временной транспортировки, невозможно использовать на борту самолета из-за их габаритов. Таких примеров можно привести много, и так по каждому пункту <5>, что говорит о формальном подходе исполнения требований законодательства и не способствует появлению качественной среды для инвалидов.

<5> Трофимова О.А. Некоторые вопросы правового регулирования авиаперевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения // Транспортное право. 2013. N 1. С. 27 - 28.

Эти проблемы обусловлены рядом причин: во-первых, многие здания аэропортов проектировались 30 - 40 лет назад, и их переоборудование требует значительных финансовых затрат. Вторая причина кроется именно в недостаточном финансировании проектов по адаптации существующей инфраструктуры к нуждам инвалидов и маломобильных групп населения. И третий фактор - это отсутствие клиентоориентированного подхода администрацией аэропортов. Причем такая политика применяется по отношению ко всем клиентам ввиду отсутствия конкуренции в этой сфере.

Подводя итоги, можно сказать, что Министерством транспорта РФ создана необходимая нормативно-законодательная база для формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных граждан на транспорте. Имеющиеся на данный момент проблемы связаны с качеством созданной инфраструктуры и предоставляемых на транспорте услуг.

Литература

  1. Трофимова О.А. Некоторые вопросы правового регулирования авиаперевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения / О.А. Трофимова // Транспортное право. 2013. N 1. С. 27 - 28.
  2. Шестаков В.П. Совершенствование законодательства Российской Федерации в рамках реализации положений Конвенции о правах инвалидов / В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто, Т.С. Чернякина // Социальное и пенсионное право. 2016. N 2. С. 16 - 21.

References

  1. Trofimova O.A. Nekotory'e voprosy' pravovogo regulirovaniya aviaperevozok passazhirov s ogranichenny'mi vozmozhnostyami peredvizheniya [Some Issues of the Legal Regulation of Air Transportation of Passengers with Limited Mobility] / O.A. Trofimova // Transportnoe pravo - Transport Law. 2013. N 1. S. 27 - 28.
  2. Shestakov V.P. Sovershenstvovanie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii v ramkakh realizatsii polozheniy Konventsii o pravakh invalidov [Improvement of the Laws of the Russian Federation within the Framework of Implementation of Provisions of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities] / V.P. Shestakov, A.A. Svintsov, V.I. Raduto, T.S. Chernyakina // Sotsialnoe i pensionnoe pravo - Social and Pension Law. 2016. N 2. S. 16 - 21.