Мудрый Юрист

Выездные заседания военных судов в расположении воинских частей: вопросы правового регулирования процедур применительно к необходимости их совершенствования

Харитонов С.С., полковник юстиции запаса, кандидат юридических наук, профессор.

В статье проведен анализ правовых актов и сложившейся практики по выездным судебным заседаниям, проводимым в расположении воинских частей, и предложены направления совершенствования деятельности командиров воинской частей, которые должны быть реализованы в соответствующем приказе Министра обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: выездные судебные заседания в расположении воинских частей, военные суды, правовое воспитание военнослужащих.

Field meetings of military courts in the location of military units: issues of legal regulation of procedures in relation to the need for their improvement

S.S. Kharitonov

Kharitonov S.S., Colonel of Justice of the Reserve, Candidate of Law, Professor.

The article analyzes the legal acts and established practice for visiting court hearings held in the location of military units and suggests directions for improving the activities of commanders of military units to be implemented in the corresponding order of the Minister of Defense of the Russian Federation.

Key words: visiting court sessions in the location of military units, military courts, legal education of servicemen.

В предупреждении (профилактике) преступлений, совершаемых военнослужащими, традиционно значительная роль отведена не только командирам, но и военным прокуратурам и военным судам. Одним из мощных и эффективных средств воздействия на военнослужащих в целях недопущения совершения правонарушений, как известно, являются выездные (открытые) судебные заседания, проводимые в расположении воинских частей (далее - заседания). Именно воспитательный эффект таких заседаний, демонстрация и доказательность антиобщественного поведения правонарушителя, неотвратимость и суровость наказания доказывают необходимость их проведения.

Отметим, что порядок действий военных судей и командиров при проведении указанных заседаний за редким исключением не рассматривался на уровне диссертационных исследований и в научной военно-юридической литературе <1>.

<1> См., напр.: Бозров В.М. Современные проблемы правосудия по уголовным делам в практике военных судов России: Теоретические, процессуальные, криминалистические, этиологические и организационные аспекты: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1999. 409 с.; Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих (постатейный). М., 2007. 304 с. (в частности, комментарий к ст. 14 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста"); Шестак В.А. Криминологические аспекты участия военных судов в антикриминогенной деятельности // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2012. N 10. С. 127 - 131.

Это объясняется, казалось бы, десятилетиями выработанными методиками действий и командиров, и военных судей по подготовке и проведению заседаний. В то же время в связи с произошедшими изменениями в материальном и процессуальном законодательстве, которое необходимо использовать при подготовке и проведении заседаний, возникает, как представляется, необходимость осуществить критический анализ правовых актов (в основном ведомственных), регулирующих вопросы проведения заседаний. А с учетом того, что здесь особенно важна совместная работа военных судей и командиров воинских частей, действия указанных должностных лиц должны быть не только основаны на законе, но и синхронизированы.

Представляется, что больший интерес представляет деятельность командования воинских частей по подготовке и проведению заседаний.

Тем не менее необходимо в первую очередь кратко изложить ключевые моменты, связанные с деятельностью военных судов по подготовке и проведению заседаний в расположении воинских частей.

Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 5 Постановления от 7 февраля 1967 г. N 35 "Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения" (в редакции от 6 февраля 2007 г.) обратил внимание судов "на необходимость повышения воспитательного воздействия процессов, проводимых в выездных заседаниях. Каждое такое заседание требуется тщательно готовить, правильно подбирать дела, выносимые на рассмотрение суда (с учетом их общественной значимости и актуальности, характера гражданского спора или совершенного преступления, личности подсудимого, истца, ответчика, других важных обстоятельств), и в точном соответствии с законом разрешать их".

Согласно п. 3.1.1 Типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора гарнизонного военного суда, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. N 60, в должностные обязанности администратора гарнизонного военного суда в рамках обеспечения безопасности судебной деятельности входит организация выездных судебных заседаний гарнизонного военного суда.

Для выработки единого понимания военными судьями целей, задач и алгоритмов судебных заседаний в расположении воинских частей, повышения эффективности проведения правовоспитательной и профилактической работы при проведении судебных заседаний подведомственных гарнизонных военных судов в присутствии личного состава в расположении воинских частей, повышения культуры проведения таких судебных заседаний и обеспечения единообразного подхода к их подготовке в окружных (флотских) военных судах разрабатываются методические рекомендации, в первую очередь для рассмотрения в воинских частях уголовных дел.

Как правило, такие методические рекомендации состоят из разделов, в которых достаточно подробно отражены вопросы проведения таких заседаний.

Поскольку выездные судебные заседания являются действенным средством повышения уровня предупредительной и воспитательно-профилактической деятельности военного суда, укрепления законности и правопорядка в войсках, можно предположить, что воспитательное и профилактическое воздействие выездных судебных заседаний заключается в первую очередь в информировании военнослужащих воинских частей о совершенном преступлении, причиненном ущербе, нарушении прав и законных интересов граждан, военнослужащих или органов военного управления либо охраняемых законом интересов общества и государства.

К целям выездных заседаний военного суда в воинских частях можно отнести:

Так как большинство дел, рассматриваемых военными судами в выездных судебных заседаниях, уголовные, интересна методика действий военных судей при подготовке и рассмотрению уголовного дела в выездном судебном заседании.

При изучении данного вопроса как положительный пример можно привести Методические рекомендации по организации рассмотрения уголовных дел в расположении воинских частей в присутствии личного состава и повышению культуры проведения выездных судебных заседаний, подготовленные Северо-Кавказским окружным военным судом.

Следует отметить, что при определении требований к отбору и назначению уголовных дел для рассмотрения в выездном судебном заседании обоснованно мнение о том, что в расположении воинских частей рассматриваются "дела резонансные. И другой критерий отбора - дела о правонарушениях, наиболее распространенных в том или ином регионе или в той или иной воинской части. Дела, связанные, допустим, с уклонением от военной службы. Или дела, связанные с неуставными взаимоотношениями, когда старослужащие применяют насилие к молодым солдатам" <2>.

<2> Тенденция 2013 года, когда число рассмотренных дел возрастало, сохраняется. Интервью с заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателем Судебной коллегии по делам военнослужащих В.В. Хомчиком // Судья. 2014. N 8. URL: https://www.zhurnalsudya.ru/archive/2014/8.2014/?article=1496 (дата обращения: 18.06.2018).

Возвращаясь к методическим рекомендациям, подготовленным Северо-Кавказским окружным военным судом, отметим, что в развитие мысли, озвученной председателем Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, в рекомендациях констатируется, что положительный результат проведения выездного судебного заседания во многом зависит от правильного выбора уголовного дела. При выборе дела судья должен исходить из общественной значимости дела, его актуальности, предупредительного и воспитательного воздействия, которое можно получить в результате рассмотрения его в выездном судебном заседании.

Дело, выносимое в выездное судебное заседание, должно быть актуальным для интересов государства, данного региона или воинской части и представлять общественный интерес. В частности, повышенную общественную значимость могут представлять уголовные дела об умышленных преступлениях:

К рассмотрению в выездном судебном заседании должны назначаться дела, при судебном разбирательстве которых присутствующие в процессе военнослужащие могли бы наглядно увидеть действительно глубокую, всестороннюю подготовку дела к судебному разбирательству, объективное исследование обстоятельств дела, причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Итоговое судебное решение (приговор) по делу, которое назначено к рассмотрению в выездном судебном заседании, должно быть принято и объявлено в том же судебном заседании.

Раскрывая организацию работы по подготовке и проведению выездных судебных заседаний, справедливо утверждать, что каждое выездное судебное заседание необходимо тщательно готовить, правильно подбирать дела, выносимые на рассмотрение суда (с учетом их общественной значимости и актуальности, характера совершенного преступления, личности подсудимого, других важных обстоятельств), и в точном соответствии с законом разрешать их. Ущерб авторитету правосудия наносят срывы выездных судебных заседаний из-за их ненадлежащей подготовки.

Следует иметь в виду, что нельзя выносить на рассмотрение в выездных судебных заседаниях дела, которые нецелесообразно или прямо запрещено в них заслушивать (к примеру, о половой неприкосновенности, о неуставных взаимоотношениях, сопряженных с сексуальными извращениями, и т.д.), а также обстоятельства которых связаны с неправильными (незаконными) действиями должностных лиц и командования воинской части.

Недопустимо также публичное судебное рассмотрение, если из материалов дела усматриваются факты, дискредитирующие командира (начальника). Дела такого рода могут рассматриваться лишь в присутствии соответствующих категорий должностных лиц (офицеров, прапорщиков, сержантов и старшин).

Препятствием к рассмотрению дела в воинской части могут явиться и другие обстоятельства, о которых в каждом конкретном случае командир части информируется председательствующим по делу (например, прекращение уголовного дела с назначением судебного штрафа - ст. 76.2 УК РФ).

Выездные судебные заседания проводятся по месту расположения воинских частей. Решению о проведении выездного судебного заседания в той или иной воинской части должно предшествовать предварительное согласование с командованием этой воинской части или вышестоящим органом военного управления о целесообразности и возможности проведения судебного заседания в присутствии личного состава, времени разбирательства дела, а также обсуждение вопросов о выделении помещения для работы суда и определении круга лиц, которые должны присутствовать в судебном заседании.

При обсуждении данных вопросов следует иметь в виду, что время для судебного разбирательства должно определяться с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинской части, соблюдения распорядка дня и регламента служебного времени военнослужащих.

При выезде в воинские части необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с жизнедеятельностью воинской части (возможность проведения учений, полевых выходов и т.д.), а также наличие помещений, пригодных для проведения судебного разбирательства.

Помещение, отводимое под зал судебного заседания, по своим размерам, освещенности, техническому состоянию и назначению должно отвечать требованиям, обеспечивающим возможность нормального отправления правосудия и достижения максимального профилактического эффекта, должно иметь символы государственной власти (флаг, герб).

Необходимо заранее предусмотреть размещение совещательной комнаты, места для нахождения подсудимого и сопровождающих его лиц (конвоя) в перерывах судебного заседания и т.п.

При подготовке выездного судебного заседания целесообразно из числа наиболее подготовленных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (прапорщиков, мичманов), по указанию командования воинской части назначить коменданта суда, который, действуя по согласованию с председательствующим и секретарем судебного заседания, будет отвечать за решение организационных вопросов.

В порядке подготовки к выездному судебному заседанию судья обязан осуществить ряд мер организационного характера:

Председательствующий по делу обязан лично проверить выполнение его указаний по организации выездного судебного заседания, правильность оформления и подготовки помещений к выездному судебному заседанию, проинструктировать лиц, на которых возложено поддержание порядка в период работы суда.

В необходимых случаях после окончания выездного судебного заседания рекомендуется проведение лекций (семинаров, бесед) по применению норм материального и процессуального законодательства Российской Федерации.

Как правило, ход и (или) результаты проведения выездных судебных заседаний освещаются в соответствующих средствах массовой информации (печать, телевидение, радио).

При подготовке выездного судебного заседания судья вправе по согласованию с руководством военного суда привлекать к участию в обеспечении выездного судебного заседания, наряду с секретарем судебного заседания, помощника судьи.

В протоколе судебного заседания и судебном постановлении по уголовному делу, рассмотренному в выездном судебном заседании, должны содержаться сведения о месте проведения заседания с указанием о присутствии личного состава воинской части.

Обеспечение военным судьей высокой культуры судебного разбирательства в выездном судебном заседании также служит целям и задачам, достигаемым при выездных судебных заседаниях в расположении воинской части. Культура выездного судебного заседания, как и любого другого судебного заседания, предполагает строгое соблюдение норм материального и процессуального права всеми участниками уголовного судопроизводства. Она включает в себя судебную этику, методические навыки, профессиональное мастерство и личную культуру судьи и секретаря судебного заседания, качество судебных документов, саму обстановку судебного разбирательства.

Для проведения выездного заседания военного суда особенно важно в условиях открытости и гласности обеспечить, наряду с четким исполнением требований материального и процессуального законодательства, торжественность и деловитость процесса, его высокую культуру, обстановку непринужденности и справедливости, что предопределяет не только высокое качество правосудия, но и эффективность его воспитательного, профилактического и познавательного характера.

Заканчивая рассмотрение алгоритмов действий военного судьи по подготовке и проведению судебных заседаний в расположении воинских частей на примере Методических рекомендаций по организации рассмотрения уголовных дел в расположении воинских частей в присутствии личного состава и повышению культуры проведения выездных судебных заседаний, подготовленных Северо-Кавказским окружным военным судом, отметим, что контроль за работой судей по подготовке и проведению судебных заседаний в расположении воинских частей осуществляет председатель военного суда, которому рекомендуется ежеквартально подводить итоги этой работы на служебных совещаниях.

Переходя к не менее важной части организации и проведения выездных судебных заседаний в расположении воинских частей, а именно правовому и методическому обеспечению деятельности командования воинской части в процессе подготовки и проведения таких заседаний, приходится констатировать, что командиры руководствуются в настоящее время в указанной деятельности одним-единственным документом объемом всего в одну страницу - Приказом Министра обороны Российской Федерации "Об организации работы по проведению выездных заседаний военных судов в расположении воинских частей и по объявлению приговоров и решений военных судов в приказах командования" от 29 февраля 2000 г. N 105.

Очевидно, что такой приказ общего характера, который даже нет смысла анализировать, вряд ли может помочь командиру правильно со своей стороны организовать всестороннее обеспечение выездного заседания военного суда. Командиру необходимо указать в виде руководящего документа порядок его действий после решения о проведении выездного заседания на территории воинской части, которой он командует.

В связи с изложенным назрела необходимость подготовки и принятия нового приказа Министра обороны Российской Федерации. В утвержденных таким приказом инструкции либо методических рекомендациях следует "пошагово" описать действия командира воинской части, а возможно, и некоторых подчиненных ему воинских должностных лиц по обеспечению проведения открытого судебного заседания в расположении воинской части.

Представляется, что в новом ведомственном правовом акте необходимо отразить ряд вопросов.

Во-первых, с учетом изменившегося законодательства в проекте приказа должны появиться положения о проведении в воинских частях в присутствии личного состава судебных процессов по рассмотрению в отношении военнослужащих дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста, а также о необходимости доведения в приказах до сведения личного состава судебных постановлений по делам об административных правонарушениях и материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста. Военные суды активно рассматривают такие дела в выездных судебных заседаниях. Так, "в июне 2013 года в окружные (флотские) военные суды было направлено информационное письмо о необходимости активизации работы по проведению судебных заседаний по делам об административных правонарушениях в присутствии личного состава, в том числе в расположении воинских частей. И могу констатировать, что в течение года судьи военных судов Северо-Кавказского, Северного флотского, Московского окружных военных судов принимают активное участие в мероприятиях по предупреждению преступности. Например, в 2013 году только подведомственными Северо-Кавказскому окружному военному суду гарнизонными военными судами рассмотрено в присутствии личного состава 173 дела об административных правонарушениях" <3>.

<3> Тенденция 2013 года, когда число рассмотренных дел возрастало, сохраняется. Интервью с заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателем Судебной коллегии по делам военнослужащих В.В. Хомчиком.

Во-вторых, целесообразно, наверное, с учетом имеющегося опыта, чтобы к новому приказу прилагались инструкция или рекомендации по организации судебных процессов военных судов в расположении воинских частей в присутствии личного состава и примерные формы документов.

Для определения алгоритма взаимодействия командира воинской части и военного суда при проведении на территории воинской части выездного заседания разумно взять за основу Рекомендации по организации судебных процессов военных судов в расположении воинских частей в присутствии личного состава, утвержденные директивой заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N ДЗ-69, в свое время незаслуженно, как представляется, признанные утратившими силу.

Одновременно в инструкции или рекомендациях допустимо отразить участие в организации судебных процессов в воинских частях подразделений военной полиции с учетом положений Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161, и других нормативных правовых актов в связи с возложенными на них функциями по поддержанию порядка, государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, исполнению ряда уголовных наказаний и дисциплинарного ареста, конвоирования военнослужащих.

Также в инструкции или рекомендациях представляется оправданным осветить следующие положения:

Представляется, что в целях защиты персональных данных лиц, участвующих в деле, судебные акты должны направляться командованию в обезличенном виде по правилам, установленным Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2017 г. В случае направления судебного акта командованию для его доведения до личного состава в приказе может содержаться положение, обязывающее командиров воинских частей направлять в адрес военного суда выписку из соответствующего приказа, которая будет подшиваться в дело.

В-третьих, в качестве приложений в новом приказе Министра обороны Российской Федерации должны быть образцы или примерные формы приказов об объявлении приговоров по уголовным делам и судебных постановлений по делам об административных правонарушениях и материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста, а также документов, необходимых при направлении материалов о грубых дисциплинарных проступках в военный суд.

Вывод по итогам рассмотрения вопросов, возникающих при проведении выездных заседаний военных судов в расположении воинских частей, очевиден и он емко определен заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателем Судебной коллегии по делам военнослужащих В.В. Хомчиком: "...подготовка к таким судебным заседаниям требуется серьезная, причем как со стороны судей военных судов, так и со стороны командования воинских частей" <4>.

<4> Тенденция 2013 года, когда число рассмотренных дел возрастало, сохраняется. Интервью с заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателем Судебной коллегии по делам военнослужащих В.В. Хомчиком.

Библиографический список

  1. Бозров В.М. Современные проблемы правосудия по уголовным делам в практике военных судов России: теоретические, процессуальные, криминалистические, этиологические и организационные аспекты: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Екатеринбург, 1999. 409 стр.
  2. Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих (постатейный). М.: За права военнослужащих, 2007. 304 с. (в частности, комментарий к ст. 14 Федерального закона от 01.12.2006 N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста").
  3. Шестак В.А. Криминологические аспекты участия военных судов в антикриминогенной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 10. С. 127 - 131.