Некоторые вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ
Габдрахманов Равиль Лутфирахманович, профессор кафедры уголовного права Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
Денисенко Михаил Вячеславович, доцент кафедры уголовного права Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
Кужиков Валерий Николаевич, доцент кафедры уголовного права Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
В статье исследуются вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. Авторы показали трудности в определении признаков объективной стороны и субъекта преступления. Авторы используют миграционное, уголовное, административное и иное законодательство, материалы судебной практики. Приводятся статистические данные по исследуемой проблеме.
Ключевые слова: квалификация преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, законодательство о миграции, миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, объективная сторона, субъект, статистические данные.
SOME ISSUES OF QUALIFICATION OF A CRIME STIPULATED BY ARTICLE 322.3 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
R.L. Gabdrakhmanov, M.V. Denisenko, V.N. Kuzhikov
Gabdrakhmanov Ravil L., Professor of the Department of Criminal Law of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Denisenko Mikhail V., Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Kuzhikov Valery N., Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
This article takes a look at the issues the offence provided for in art. 322.3 CC RF. The authors demonstrated the difficulties in identifying signs of actus and perpetrator. The authors use migration, criminal, administrative and other legislation, jurisprudence. Statistics on investigated the problem.
Key words: characterization of an offence under the Criminal Code, art. 322.3, legislation on migration, migration registration of foreign citizens and stateless persons, objective party, subject, statistics.
В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента В.В. Путина от 14 ноября 2013 г. <1>, отражено, что незаконное пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их проживания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма (п. 17 Концепции).
<1> Указ Президента РФ от 14 ноября 2013 г. "Концепция общественной безопасности Российской Федерации". URL: http://news.kremlin.ru/acts/19653.Противодействие организации каналов незаконной миграции является приоритетным направлением государственной миграционной политики Российской Федерации.
За последние тридцать лет во всем мире происходят миграционные и интеграционные процессы, в том числе в России и на территории бывшего СССР. По данным органов по вопросам миграции Российской Федерации, на начало 2016 г. в России находилось 10,4 млн иностранных граждан, из них 3,7 млн были отнесены к так называемой группе риска. В 2017 г. по докладу замминистра МВД России А. Горевого на территории страны находились свыше 9 млн иностранных граждан.
Миграционные процессы напрямую влияют на все сферы жизни общества и государства, затрагивают интересы всех категорий граждан. По официальным данным ГИАЦ МВД РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - иностранные граждане) в 2016 г. совершено 43 933 преступления, в 2017 г. - 41 047. Анализ статистических данных показал достаточно стабильное состояние преступности иностранных граждан.
Правительство России, претворяя в жизнь государственную миграционную политику, принимает различные меры экономического, организационно-управленческого, административного, уголовно-правового характера.
Одной из существенных мер является совершенствование уголовного законодательства. Так, 21 декабря 2013 г. Федеральным законом N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в УК РФ включена ст. 322.3 об уголовной ответственности за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в России. Практика применения данной статьи показала устойчивый рост привлечения к уголовной ответственности лиц за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, число лиц, осужденных за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, выросло с 3 344 в 2015 г. до 6 963 в 2017 г.
Однако изменения в законодательстве вызвали сложности в правоприменительной деятельности, возникло много вопросов и ошибок в следственной и судебной практике.
В связи с изложенным необходимо раскрыть состав преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, возникающие в сфере миграционного учета иностранных граждан. В юридической литературе большинство юристов непосредственным объектом данного преступления считают установленный порядок постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилых помещениях в России <2>. Порядок осуществления миграционного учета предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Миграционный учет иностранных граждан (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о перемещениях иностранных граждан (ст. 2), предусматривает лишь уведомительный порядок (ст. 4) <3>. Приказом МВД России N 881 от 23 ноября 2017 г. разработан Административный регламент по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан.
<2> Уголовное право России: Учебник. Т. 2: Особенная часть / Под ред. д. ю. н., проф. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2018. С. 746; Уголовное право России: Учебник. Общая и Особенная части / Под ред. Н.М. Мацкевича. М., 2015. С. 911.<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 (ред. от 29.05.2014) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
В общественных отношениях, возникающих в связи с постановкой на учет иностранного гражданина по месту жительства и пребывания, участвуют несколько сторон. С одной стороны - органы миграционного учета как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию услуг в сфере миграции, и его территориальные органы. С другой - в качестве принимающей стороны граждане России или представители юридических лиц (гостиниц, санаториев, домов отдыха и т.п.), иностранные граждане, лица без гражданства. При этом каждая из сторон обязана в установленные законом сроки осуществить определенные действия. Иностранные граждане, граждане России или представители юридических лиц обязаны уведомить территориальный орган МВД России (органы миграционного учета), а тот, в свою очередь, произвести фиксацию сведений о месте пребывания иностранного гражданина.
Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в России. Сама постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке органами миграционного учета сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания. Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания как сложное деяние, состоящее из взаимосвязанных действий различных лиц, будет окончено после того, как должностное лицо органа миграционного учета произведет фиксацию сведений о месте пребывания иностранного гражданина в учетных документах органа и в государственной информационной системе миграционного учета.
Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании: а) представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов; б) постановки их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях; в) без намерения принимающей стороны предоставить эти помещения для пребывания (проживания). Законодатель рассматривает объективную сторону данного преступления в трех указанных альтернативных формах деяния.
Представление заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов является формой обмана. Это могут быть, например, подложные договоры аренды жилого помещения, найма, ссуды и т.п. Постановка без намерения пребывать (проживать) в помещениях или постановка без намерения принимающей стороны предоставить помещения для пребывания (проживания), на наш взгляд, также являются формой обмана. Все три формы говорят о введении в заблуждение должностного лица территориального органа МВД России (органы миграционного учета) со стороны лиц, участвующих в совершении деяния, т.е. речь идет об обмане. Обман состоит в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях, направленных на введение лиц в заблуждение <4>.
<4> См.: ст. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" // СПС "КонсультантПлюс".При описании объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, законодатель указывает на место пребывания иностранного гражданина - жилое помещение. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства иностранного гражданина, а также иное помещение, учреждение или организация, по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания. Этими местами могут быть гостиницы или учреждения, оказывающие гостиничные услуги, санатории, дома отдыха, туристические базы и т.п., а также учреждения, исполняющие уголовное или административное наказание.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ жилым помещением признается изолированное помещение как недвижимое имущество, пригодное для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам). В свою очередь, собственник жилого помещения, независимо от фактического размера жилой площади и доли собственности, вправе поставить на учет в нем по месту пребывания (проживания). У органов миграционного учета нет никаких при этом законных оснований для отказа в постановке на учет в таком жилом помещении, поскольку постановка на учет носит уведомительный характер.
Но законодатель расширительно назвал место пребывания за счет иных помещений, не указывая на возможность проживания в них как в жилом помещении.
На практике очень часто юридические лица ставят на миграционный учет иностранных граждан, указывая местом фактического проживания адрес помещения, не являющегося жилым помещением.
Законодатель, используя термины "фиктивность", "заведомо ложные сведения", "без намерения пребывать (проживать)", "без намерения принимающей стороны предоставить помещения для пребывания (проживания)", фактически говорит о незаконной постановке на миграционный учет путем обмана. Описывая объективную сторону данного преступления, законодатели используют сложный психологический термин "намерение", под которым понимается мотивационная основа деятельности с сознательным выбором определенной цели. Это, на наш взгляд, вызывает трудности у сотрудников правоохранительных органов в применении уголовного законодательства, возникают трудности в процессе доказывания отсутствия намерения иностранного гражданина проживать в помещении либо принимающей стороны предоставить помещение для пребывания. Последнюю форму деяния правоохранительные органы могут объективно проверить, когда на учет поставлено единовременно большое количество иностранных граждан на малой площади при отсутствии фактической возможности их размещения.
Обязанность временно пребывающего иностранного гражданина по постановке на учет заключается в передаче принимающей стороне документа, удостоверяющего его личность, а также миграционной карты. Предоставление же информации относительно места пребывания указанных лиц, напротив, возлагается на принимающую сторону и только в исключительных случаях на иностранного гражданина.
Как квалифицировать действия иностранного гражданина при отсутствии у него намерения проживать по заявленному адресу? Если иностранный гражданин представляет документы с заведомо недостоверными (ложными) сведениями либо с действительными данными, не собираясь пребывать по заявленному месту жительства лица, представляющего принимающую сторону, то его действия следует квалифицировать по ст. 322.3 УК РФ. В случае если лицо знало о намерениях иностранца не пребывать по месту жительства, то следовало бы одновременно привлекать к уголовной ответственности иностранного гражданина и лицо, представляющее принимающую сторону.
Фактически в их действиях усматривается соучастие в незаконной постановке на миграционный учет. Они своими действиями вводят в заблуждение должностных лиц органа миграционного учета. Однако в ст. 322.3 УК РФ отсутствует квалифицирующий признак - совершение преступления по предварительному сговору группой лиц, что, на наш взгляд, является пробелом в законодательстве.
Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на миграционный учет.
Законодатель при описании диспозиции ст. 322.3 УК РФ не раскрывает признаки субъекта преступления.
Ряд авторов рассматривает субъект данных преступлений как общий. Часть авторов утверждают, что только должностные лица являются субъектами данного преступления <5>, поскольку постановка на учет будет окончена после того, как должностное лицо органа миграционного учета произведет фиксацию сведений о месте пребывания иностранного гражданина в учетных документах органа и в государственной информационной системе миграционного учета.
<5> Лейба А. Анализ изменений законодательства РФ, направленного на борьбу с "резиновыми" квартирами // Жилищное право. 2014. N 3. С. 7 - 18; Квык А.А. Преступления против порядка регистрационного учета в Уголовном кодексе России // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. N 3. С. 198.На наш взгляд, должностное лицо не может нести уголовную ответственность за совершение рассматриваемых преступлений, поскольку постановка на миграционный учет носит уведомительный характер. Однако должностное лицо может быть субъектом этого преступления, когда оно, используя свое служебное положение, ставит заведомо незаконно на миграционный учет иностранных граждан из своей личной заинтересованности. В этих случаях действия такого должностного лица следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 322.3 и 285 УК РФ.
В связи с этим предлагаем дополнить ст. 322.3 УК РФ нормой с указанием, что субъектом данного преступления может быть лицо, использующее свое служебное положение.
Субъектами могут быть как иностранные граждане, так и граждане РФ, являющиеся собственниками жилья или обладающие правом распоряжения жилым помещением на территории РФ.
На практике суды привлекают к уголовной ответственности только лиц, представляющих принимающую сторону, действиям же иностранного гражданина правовой оценки не дается.
Так, гр-ка Б. была осуждена за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ Бутырским судом г. Москвы. Гр. Б., проживающая в районе Отрадное г. Москвы, поставила на миграционный учет двух иностранных гр-н Р. Таджикистана по месту своего жительства, не собираясь фактически предоставлять жилое помещение. Кунцевским судом г. Москвы 16 мая 2017 г. была осуждена гр. Б., которая трижды в разное время поставила на учет 4 гр-н Р. Молдовы и Р. Узбекистана. При этом суд каждый эпизод постановки на учет квалифицировал как оконченное преступление <6>.
<6> URL: https://sudact.ru/magistrate/doc/ (дата обращения: 29.04.2018).Таких примеров в стране много. Данную практику практические работники объясняют тем, что легче привлечь к уголовной ответственности граждан России, так как они имеют место жительство, а иностранные граждане не имеют и их местонахождение трудно установить.
Как видно из примеров, в одних случаях суды фиктивную постановку на учет каждого иностранного гражданина квалифицируют в качестве самостоятельного преступления. В других случаях многоэпизодные фиктивные постановки на миграционный учет иностранных граждан квалифицируют как одно преступление. Исходя из грамматического толкования закона считаем, что лицо совершает несколько преступлений.
Несознательные граждане часто пользуются пробелом в миграционном законодательстве. Примером этого могут быть материалы отдела МВД России по району Выхино-Жулебино г. Москвы по делу гр-ки С. Так, гр-ка С. в течение 2017 г. осуществила постановку на учет по адресу своего проживания в однокомнатной квартире 57 иностранных граждан. В каждом случае иностранное лицо проживало в данной квартире от одного до трех дней, тем самым вышеуказанное деяние не соответствует термину "фиктивная постановка", указанному в ст. 322.3 УК РФ. За каждый указанный факт гр-ка С. получила материальное вознаграждение с каждого иностранного гражданина в размере до 10 000 рублей. В ходе объяснений, полученных от гр-ки С., было установлено, что гр-ка С. намеревалась предоставить жилое помещение, а иностранное лицо намеревалось проживать в вышеуказанном помещении, однако проживание иностранного лица по данному адресу прекращалось по истечении 1 - 3 суток под различными предлогами. Таким образом, в действиях гр-ки С. нет состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. На наш взгляд, чтобы исключить такую возможность уйти от ответственности, следует в Законе N 109-ФЗ включить:
- норму об обязательном уведомлении органов миграционного учета гражданами (представителями принимающей стороны) об убытии иностранных граждан;
- норму, обязывающую юридических лиц (принимающую сторону) предоставлять не просто помещения для фактического проживания, а жилые помещения. Также добавить в КоАП РФ норму об ответственности за несообщение в органы миграционного учета об убытии иностранных граждан.
Кроме этого, на наш взгляд, следует совершенствовать уголовное законодательство. Диспозицию ч. 1 ст. 322.3 УК РФ изложить в следующей редакции: "Незаконная постановка на миграционный учет путем обмана". Дополнить ст. 322.3 УК РФ нормой, где предусмотреть ответственность за незаконную постановку на миграционный учет: а) по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения.
Таковы, на наш взгляд, перспективы совершенствования законодательства и практики применения норм об ответственности за незаконную постановку на миграционный учет иностранных граждан.
Литература
- Уголовное право России: Учебник. Т. 2: Особенная часть / Под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2018. 836 с.
- Уголовное право России: Учебник. Общая и Особенная части / Под ред. Н.М. Мацкевича. М.: Союз криминалистов и криминологов, Криминологическая библиотека, Российский криминологический взгляд, 2015. 990 с.
- Лейба А. Анализ изменений законодательства РФ, направленного на борьбу с "резиновыми" квартирами / А. Лейба // Жилищное право. 2014. N 3. С. 7 - 18.
- Квык А.А. Преступления против порядка регистрационного учета в Уголовном кодексе России / А.А. Квык // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. N 3. С. 198 - 203.