Мудрый Юрист

Интернет в системе правового регулирования средств массовой информации

Уваров Александр Анатольевич, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета, доктор юридических наук, профессор.

Кирпичникова Анастасия Владимировна, юрисконсульт отдела договорно-правовой работы федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Росгвардии по Оренбургской области.

Рецензент: Морозов Андрей Витальевич, член редколлегии, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Цель. Возрастание социального значения Интернета неизбежно приводит к увеличению его влияния на средства массовой информации (СМИ). Между тем действующее законодательство о СМИ не отражает сложившиеся реалии. Многие вопросы функционирования Интернета в СМИ находятся вне поля правового регулирования. Методология: диалектика, анализ, синтез, дедукция, системный метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод. Выводы. Во-первых, преимущества Интернета, которыми все в большей мере стараются воспользоваться СМИ, делают их информативнее, позволяют более оперативно предоставлять информацию, дают возможность повторного ее использования, вносят во взаимоотношения с читателями элемент интерактивности, становятся для них более доступными при низкой себестоимости электронной продукции и высокой доходности электронных СМИ. Во-вторых, просматривается некоторая аналогия субъектного состава СМИ и электронных изданий, которая нуждается в более полной унификации, для системного правового регулирования однородных отношений в сфере функционирования СМИ. В-третьих, технические и социальные преимущества Интернета порождают и некоторые проблемы правового регулирования: это слабая защита конфиденциальности предоставляемой информации; легкость копирования информации, вызывающая массовые нарушения авторских прав и разглашения тайн; анонимность интернет-нарушителя и сложность его выявления и наказания; отсутствие саморегулирующих механизмов. Все это и многое другое вызывает необходимость внесения в закон о СМИ отдельной главы, посвященной вопросам использования электронных ресурсов в СМИ. Научная и практическая значимость. Проведенное исследование ставит и предлагает решение проблем по совершенствованию правового регулирования деятельности СМИ с учетом преимуществ использования интернет-технологий и возможностей интернет-ресурсов, при этом обращается внимание на необходимость правовых условий, связанных с созданием саморегулирующих механизмов и усилением гарантий, обеспечивающих права участников правоотношений в сфере электронных СМИ.

Ключевые слова: электронное СМИ, кибернетическое пространство, сайт, сетевой режим, интернет-пользователи, провайдеры сервера, производители услуг, поставщики информации, конфиденциальность.

Internet in the system of legal regulation of the mass media

A.A. Uvarov, A.V. Kirpichnikova

Uvarov A.A., Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Faculty of Law of the Orenburg State Agrarian University, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Kirpichnikova A.V., Legal Adviser of the Department of Contractual and Legal Work of the Federal State Unitary Enterprise "Protection" of Rosgvardia in the Orenburg Region.

Reviewer: Morozov A.V., Member of the Editorial Board, Head of the Chair of Information Law, Computer Science and Mathematics of the Russian Academy of Law of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor.

Purpose. The growing social importance of the Internet inevitably leads to an increase in its influence on the media (media). Meanwhile, the current legislation on the media does not reflect the existing realities. Many issues of the functioning of the Internet in the media are outside the field of legal regulation. Methodology: dialectics, analysis, synthesis, deduction, system method, comparative legal method, formal-legal method. Results. First, the advantages of the Internet, which are increasingly being used by the media, make them more informative, allow for faster information provision, enable reuse of information, make interactivity with the readers, become more accessible for them, at a low cost of electronic products and high profitability of electronic media. Secondly, there is a certain analogy between the subject composition of the media and electronic publications, which needs more complete unification, for systemic legal regulation of homogeneous relations in the field of media functioning. Third, the technical and social advantages of the Internet also give rise to some problems of legal regulation: this is a weak protection of the confidentiality of the information provided; ease of copying information, causing massive violations of copyright and disclosure of secrets; the anonymity of the Internet violator and the complexity of its detection and punishment; absence of self-regulatory mechanisms. All this, and much more, calls for a separate chapter on the use of electronic resources in the media in the media law. Scientific and practical significance. The conducted research poses and suggests the solution of problems to improve the legal regulation of media activities taking into account the advantages of using Internet technologies and the possibilities of Internet resources, while drawing attention to the need for legal conditions related to the creation of self-regulatory mechanisms and the strengthening of guarantees ensuring the rights of participants in legal relations in the field of electronic media.

Key words: electronic media, cybernetic space, site, network mode, Internet users, server providers, service providers, information providers, confidentiality.

Все возрастающее влияние Интернета на деятельность СМИ поставило немало проблем в области правового регулирования этого института. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) <1> уже не способен в полной мере адекватно регулировать функционирование СМИ с использованием интернет-технологий и интернет-ресурсов. В научной литературе по-разному оцениваются перспективы регулирования интернет-отношений. Так, Д.В. Грибанов приводит доказательства того, что отношения, регулируемые традиционными отраслями права, не меняют своего содержания и сущности при взаимодействии с киберпространством, а нормы права, воздействующие на эти отношения, должны быть дополнены с учетом особенностей информационных отношений <2>. И.Л. Бачило считает, что регулирование отношений в данной области должно опираться на нормы национального законодательства <3>. М.А. Федотов, анализируя действие норм авторского информационного права в электронной среде, отмечает тот факт, что, еще не обретя общепризнанного определения, киберпространство уже до краев переполнено правовыми отношениями практически из всех отраслей права <4>. Ю.Г. Просвирнин отмечает, что правовое регулирование Интернета принципиально не отличается от правовых механизмов регулирования других видов телекоммуникационных средств и систем <5>.

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300 (с изм. и доп.).
<2> Грибанов Д.В. Правовые основы национальной инновационной системы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Д.В. Грибанов. Екатеринбург, 2014. С. 50.
<3> Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2001. N 9. С. 3 - 7.
<4> Федотов М.А. Киберпространство как сфера обитания права // Бюллетень по авторскому праву. 1999. Т. XXXII. N 1. С. 21 - 30.
<5> Просвирнин Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном Российском государстве: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 157 - 208.

Первые регистрационные свидетельства СМИ в Минпечати интернет-издания начали получать в 1998 г. с пометкой "иное" в графе "тип издания". Правительству РФ это не мешало оставлять за собой неопределенную позицию относительно того, какие сайты в Сети стоит считать СМИ, а какие нет. С развитием практики получения онлайн-СМИ регистрационных свидетельств упомянутое выше обозначение "иное" заменяется на "электронная газета". "По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в то же время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного кафедрой ЮНЕСКО <6>.

<6> Петрушин Е.В. Является ли Интернет либо его ресурсы (сайты) средством массовой информации? // Российская газета. 2008. 25 августа.

В июне 2011 г. в третьем чтении Государственная Дума РФ приняла ряд поправок в Закон "О средствах массовой информации" относительно регистрации сайтов в качестве СМИ. Термин "сетевое издание" стоит определять как "сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации". Онлайн-издание может быть зарегистрировано как СМИ только в том случае, если владельцы сами подали заявление. Изданный документ также предусматривает создание государственной информационной системы в области СМИ, которая должна предоставлять актуальную информацию обо всех зарегистрированных изданиях.

Существует ряд социальных и технических особенностей Интернета, которые вызывают острую необходимость в модернизации действующего правового института СМИ. Первая из них - скорость передачи информации. С появлением и развитием глобальной сети скорость передачи информации существенно изменилась. Процесс появления новости в традиционных СМИ занимает длительное время из-за способа реализации. Публикуемая информация проходит жесткую редактуру. В Сети информация поступает постоянно. Оперативность Интернета дает возможность публикации информации мгновенно по мере ее поступления. Еще одной особенностью онлайн-СМИ является неограниченный объем поступающей информации, которая дает возможность увеличивать целевую аудиторию. Сайты измеряются в физических единицах и обладают огромным количеством виртуальной памяти. Поэтому для интернет-СМИ не существует понятий "номер" и "выпуск". Интерактивность является одним из важных преимуществ интернет-СМИ перед аналогами. Интерактивность представляет собой принцип организации системы, при которой цель достигается информационным обменом элементов данной системы. Механизм принципа интерактивности прост: читатели присылают письма, оставляют комментарии. Редакторы прислушиваются к их мнению и корректируют свою работу. В случае с традиционными СМИ опосредованный опыт формируется относительно узким кругом профессиональных журналистов. Они сами придумывают темы и находят для них материал, придавая ему форму и содержание. Главное отличие данного процесса от процесса формирования статей в интернет-СМИ состоит в том, что передача информации происходит линейно, а интеграция потребителя не требуется. В Сети линейное потребление встречается редко (например, при просмотре онлайн-канала). Все чаще в сети Интернет происходит активное взаимодействие пользователя напрямую с информационной средой. Здесь потребитель и журналист связаны напрямую. Отличительной особенностью интернет-СМИ является мультимедийность. Данная особенность делает материал более насыщенным, интересным и ярким. Большинство онлайн-изданий бесплатны, в отличие от традиционных СМИ. Однако интернет-ресурс "The Drum", ссылаясь на консалтинговую компанию Simon - Kucher & Parthers, прогнозирует рост платной модели интернет-СМИ в ближайшие три года до 90% <7>. Это связано с появлением такой функции, как "paywall", - доступ к самому актуальному контенту ограничивается и становится платным. Данная функция ограничения широко применяется в американских изданиях. Такая практика актуальна не только для онлайн-газет, например, крупнейший видеохостинг "YouTube", осуществляющий свою деятельность под началом "Google", в скором времени введет подписку на ограничение числа каналов (около 50). Свою интернет-активность попыталась увеличить российская газета "Ведомости". С 18 июля 2011 г. получить доступ к свежему номеру и онлайн-архиву издания могут только читатели, оформившие платную подписку. Другие популярные интернет-СМИ, такие как "Лента.ру", "РИА Новости", пока с бесплатным доступом. Доходная часть Интернета от рекламы составляет большую часть рынка всех услуг Сети. Это подтверждается данными Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) <8>. "Специалисты по рекламе утверждают, что в последнее время наблюдается тенденция к снижению доли рекламы в печатных СМИ и перераспределению рекламных бюджетов в пользу более дешевых или бесплатных интернет-ресурсов, - пишет Л. Буркова на информационном портале "Курьер печати". - Они считают, что реклама в Интернете работает намного эффективнее, чем в печатных СМИ, а объясняют это тем, что в онлайн существует множество бизнес-сетей, позволяющих обмениваться информацией и трафиком интернет-сайтов". Так, согласно отчету Фонда "Общественное мнение" о количестве пользователей Интернета в России летом 2017 г., всего пользователей (выходили в Сеть не реже 1 раза в месяц) 70% от всех россиян 18 лет и старше, или 81,8 млн чел. Ежедневно пользуются Интернетом 60%, или 70,4 млн чел. <9>. Существенными преимуществами Интернета являются также: доступность интернет-изданий для пользователя независимо от расстояния; возможность повторного использования информации; низкая себестоимость позволяет без особых усилий входить на рынок интернет-СМИ.

<7> Большинство медиаизданий планируют ввести плату за доступ к своим сайтам. Все о заработке в Интернете. URL: http://www.rabotafree.com/forex/25-seo/1785-bolshinstvo-mediaizdanij-planirujut-vvesti-platu-za-dostup-k-svoim-sajtam.html (информация с Rabotafree.com).
<8> По материалам сайта Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР): http://www.akarussia.ru/.
<9> По материалам сайта Фонд "Общественное мнение": http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151/.

В российское законодательство начинают вводиться такие понятия, как "Интернет", "глобальная сеть", "сайт", "доменный адрес", "сетевое СМИ" и др., т.е. категории, используемые для описания и развития интернет-отношений. В то же время содержание таких уже устоявшихся определений, как "информационный ресурс", "информационная система", "средство массовой информации", "информационный обмен", в ранее принятых законодательных актах слишком абстрактно и неточно характеризует современные интернет-правоотношения. Для разрешения данных противоречий необходима разработка единого законодательства в области сети Интернет и СМИ, использующих в своей профессиональной деятельности Сеть. В этой связи свои точки зрения на отраслевую принадлежность и функциональное назначение интернет-права предлагают В.А. Копылов <10>, А.В. Морозов <11>, Р.Н. Шагиева <12>, М.В. Якушев <13>, В.Б. Наумов <14>, Л.В. Голоскоков <15>.

<10> Копылов В.А. Интернет и право // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2001. N 9. С. 8 - 16.
<11> Морозов А.В. Интернет и проблемы правовой информатизации // Стенограмма парламентских слушаний в Государственной Думе. 17 декабря 1996 г. М., 1996. С. 17 - 25.
<12> Шагиева Р.Н. Концепция правовой деятельности в современном обществе: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 260.
<13> Якушев М.В. Интернет и право: новые проблемы, подходы, решения // Третья Всероссийская конференция "Право и Интернет: теория и практика": Сб. докладов. 28 - 29 ноября 2000 г. М., 2000. С. 129 - 130.
<14> Наумов В.Б. Суверенные сети // Компьютерра. 1999. N 43. С. 22 - 23.
<15> Голоскоков Л.В. Теория сетевого права / Под ред. А.В. Малько. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. С. 32.

Субъектный состав отношений, возникающих в Интернете, достаточно специфичен и отличается от того субъектного состава, который закреплен в Законе о СМИ. В то же время между ними можно провести некоторую аналогию. Такие законодательно определенные категории, как "учредитель", "редакция", "издатель", встречаются и в сети интернет-правоотношений - это производители услуг по соединению и работе с Интернетом, предоставляющие хостинг, бесплатную электронную почту и доменные имена, производители навигационных услуг в сети Интернет, провайдеры сервера. Субъектами, которые в Законе о СМИ называются распространителями информации, в Сети выступают владельцы сайтов. Сам журналист в интернет-правоотношениях автоматически преобразуется в субъект, работающий в области производства информационных ресурсов и предоставления информационных услуг и продуктов.

Поскольку любой материал в интернет-СМИ может быть размещен без каких-либо ограничений, то возникает существенная проблема - качество размещаемой информации. Оно оказывается достаточно низким, потому что источники, от которых поступает информация, часто анонимны или не проверены. Необходимо отметить, что уровень качества сетевых СМИ установлен Фондом эффективной политики, который является автором таких сетевых проектов, как ежедневная интернет-газета "Gazeta.Ru", "Русский журнал", национальная информационная служба "Странами", лента новостей Lenta.ru, ежедневная интернет-газета "Вести". Новые технологии распространения информации требуют пересмотреть жанровое и формальное оформление текстовых сведений. Анализ истории развития СМИ показывает, что с эволюцией носителей информации изменяются и методы ее распространения. Меняются характер и форма представления, происходит существенное видоизменение и текстовых форм выражения информации СМИ. Впервые этические аспекты регулирования деятельности в сети были обозначены термином "нетикет" (netiquette - от англ. net и etiquette - "сеть" и "этикет") еще в 1980-х годах. Под термином "нетикет" понимаются традиционные правила поведения, общения в Сети, культуры сетевого сообщества, на соблюдение которых ориентируется большинство участников сетевого сообщества. С 2008 г. в России действует общественная программа "Чистый Интернет". Старт этой программе дала рабочая группа Партнерства для развития информационного общества на Северо-Западе России (ПРИОР Северо-Запад) <16>.

<16> Обзор публикаций, относящихся к деятельности Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР) и его ключевого проекта - Российского портала развития. URL: http://prior.russia-gateway.ru/press.

Информация в сети Интернет защищена авторским правом. Сетевые журналы, новостные агентства, электронные версии печатных изданий так же защищены авторским правом, как и материалы, опубликованные традиционным способом. Работая с интернет-источниками, журналист должен больше ограничивать объем цитируемого материала, особенно если информация еще не была опубликована или материал может приобрести рыночную стоимость. В этой связи можно выделить основную проблему: у интернет-журналиста нет никаких законодательных гарантий, позволяющих охранять источники информации, предоставляющие журналистам интересующие их сведения. Это, в свою очередь, влечет нежелание источников информации идти на контакт с последними. Для преодоления этого барьера необходимо принятие единого законодательного акта, который будет направлен на защиту конфиденциальности предоставляемой информации интернет-СМИ.

Подводя итог, можно выделить несколько потенциальных проблем Интернета в системе правового регулирования СМИ.

  1. Для системного правового регулирования необходимо выделить отдельную главу в Законе о СМИ, посвященную использованию интернет-ресурсов.
  2. Следует дополнить субъектный и объектный состав Закона о СМИ такими понятиями, как "пользователь Сети", "поставщики услуг доступа к Интернету", "сетевой режим", "сайт", "контент", "домен", "хостинг" и др.
  3. В связи с отсутствием общепризнанных правил поведения в Интернете каждый пользователь живет в Интернете по своим нравственным нормам. Поэтому необходимо создать условия и предпосылки для формирования саморегулирующих механизмов в электронных СМИ.
  4. Легкость копирования создает условия для нарушения авторских прав и разглашения тайн. Возможность анонимного присутствия в Сети позволяет распространять ложную информацию. Сложность выявления правонарушителя и сбора доказательств затрудняет применение к нарушителям мер ответственности.

Литература

  1. Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права / И.Л. Бачило // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2001. N 9. С. 3 - 8.
  2. Голоскоков Л.В. Теория сетевого права / Л.В. Голоскоков; под ред. А.В. Малько. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. 630 с.
  3. Грибанов Д.В. Правовые основы национальной инновационной системы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Д.В. Грибанов. Екатеринбург, 2014. 50 с.
  4. Копылов В.А. Интернет и право / В.А. Копылов // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2001. N 9. С. 11.
  5. Морозов А.В. Интернет и проблемы правовой информатизации / А.В. Морозов // Стенограмма парламентских слушаний в Государственной Думе. 17 декабря 1996 г. М., 1996. 533 с.
  6. Наумов В.Б. Суверенные сети / В.Б. Наумов // Компьютерра. 1999. N 43. С. 87.
  7. Петрушин Е.В. Является ли Интернет либо его ресурсы (сайты) средством массовой информации? / Е.В. Петрушин // Российская газета. 2008. 25 августа.
  8. Просвирнин Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном Российском государстве: Дис. ... д-ра юрид. наук / Ю.Г. Просвирнин. М., 2002. 357 с.
  9. Федотов М.А. Киберпространство как сфера обитания права / М.А. Федотов // Бюллетень по авторскому праву. 1999. Т. XXXII. N 1.
  10. Шагиева Р.Н. Концепция правовой деятельности в современном обществе: Дис. ... д-ра юрид. наук / Р.Н. Шагиева. М., 2006. 360 с.
  11. Якушев М.В. Интернет и право: новые проблемы, подходы, решения / М.В. Якушев // Третья Всероссийская конференция "Право и Интернет: теория и практика": Сб. докладов. 28 - 29 ноября 2000 г. М., 2000. 130 с.

References

  1. Bachilo I.L. Aktualny'e problemy' informatsionnogo prava [Relevant Issues of Information Law] / I.L. Bachilo // NTI (Teoreticheskie problemy informatsionnogo prava) - Scientific and Engineering Information (Theoretical Issues of Information Law). 2001. N 9. S. 3 - 8.
  2. Goloskokov L.V. Teoriya setevogo prava [The Network Law Theory] / L.V. Goloskokov; pod red. A.V. Malko. Sankt-Peterburg: Izd-vo R. Aslanova "Yuridicheskiy tsentr Press" - Saint Petersburg: R. Aslanov's publishing house Legal Center Press, 2006. 630 s.
  3. Gribanov D.V. Pravovy'e osnovy' natsionalnoy innovatsionnoy sistemy': Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk [Legal Grounds of the National Innovation System: Author's abstract of thesis of ... Doctor of Law] / D.V. Gribanov. Ekaterinburg - Ekaterinburg, 2014. 50 s.
  4. Kopylov V.A. Internet i pravo [The Internet and Law] / V.A. Kopylov // NTI (Teoreticheskie problemy' informatsionnogo prava) - Scientific and Engineering Information (Theoretical Issues of Information Law). 2001. N 9. S. 11.
  5. Morozov A.V. Internet i problemy' pravovoy informatizatsii [The Internet and Legal Informatization Issues] / A.V. Morozov // Stenogramma parlamentskikh slushaniy v Gosudarstvennoy Dume. 17 dekabrya 1996 g. - A Verbatim Transcript of Parliamentary Hearings in the State Duma. December 17, 1996. Moskva - Moscow, 1996. 533 s.
  6. Naumov V.B. Suverenny'e seti [Sovereign Networks] / V.B. Naumov. URL: http://www.russianlaw.net/law/general/jurisdiction/a15/.
  7. Petrushin E.V. Yavlyaetsya li Internet libo ego resursy' (sayty') sredstvom massovoy informatsii? [Is the Internet or Its Resources (Website) Mass Media?] / E.V. Petrushin // Rossiyskaya gazeta. 2008. 25 avgusta - Russian Newspaper. 2008. August 25.
  8. Prosvirnin Yu.G. Teoretiko-pravovy'e aspekty' informatizatsii v sovremennom Rossiyskom gosudarstve: Dis. dokt. yurid. nauk [Theoretical and Legal Aspects of Informatization in the Modern Russian State: Thesis of ... Doctor of Law] / Yu.G. Prosvirnin. Moskva - Moscow, 2002. 357 s.
  9. Fedotov M.A. Kiberprostranstvo kak sfera obitaniya prava [Cyberspace as a Law Habitat] / M.A. Fedotov // Byulleten po avtorskomu pravu. 1999. T. XXXII - Copyright Bulletin. 1999. Vol. XXXII. N 1.
  10. Shagieva R.N. Kontseptsiya pravovoy deyatelnosti v sovremennom obschestve: Dis. dokt. yurid. nauk [The Legal Activity Concept in the Modern Society: Thesis of ... Doctor of Law] / R.N. Shagieva. Moskva - Moscow, 2006. 360 s.
  11. Yakushev M.V. Internet i pravo: novy'e problemy', podkhody', resheniya [The Internet and Law: New Issues, Approaches, Solutions] / M.V. Yakushev // Tretya Vserossiyskaya konferentsiya "Pravo i Internet: teoriya i praktika": Sb. dokladov. 28 - 29 noyabrya 2000 g. Moskva - The Third All-Russian Conference Law and the Internet: the Theory and Practice: collection of speeches. November 28 to 29, 2000. Moskva - Moscow, 2000. 130 s.