Мудрый Юрист

Уголовная ответственность за лжепредпринимательство

Карпович О.Г., кандидат юридических наук.

Видом преступлений, образующих незаконную предпринимательскую деятельность, является лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ).

Родовой и видовой объекты лжепредпринимательства аналогичны этим объектам, рассмотренным применительно к ст. 171 УК РФ.

Непосредственный объект преступления составляют общественные отношения по осуществлению уставной предпринимательской деятельности коммерческих организаций. Этот объект несколько уже, чем непосредственный объект незаконного предпринимательства, так как при незаконном предпринимательстве (ст. 171 УК РФ) речь идет о незаконном предпринимательстве во всех его видах (за исключением специального состава - незаконной банковской деятельности), а лжепредпринимательство предполагает только одну из форм незаконного предпринимательства, осуществляемую мошенническим способом. В этом смысле лжепредпринимательство можно рассматривать, с одной стороны, как разновидность незаконного предпринимательства, а с другой - как разновидность мошенничества в сфере экономической деятельности.

Объективная сторона лжепредпринимательства состоит в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющей целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Коммерческой организацией согласно ст. 50 ГК РФ признается такая организация, которая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Под созданием коммерческой организации, исходя из ст. 51 ГК РФ, понимается ее государственная регистрация в уполномоченном государственном органе, в порядке, определяемом Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". При этом данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческая организация считается созданной со дня внесения соответствующей записи о ее государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Лжепредпринимательство состоит в том, что заведомо создается законная по форме, но фиктивная по намерению ее создателей коммерческая организация. Она не предназначена для осуществления предпринимательской, в том числе банковской, деятельности, а образована для получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды либо прикрытия запрещенной деятельности.

В процессе государственной регистрации фиктивной коммерческой организации виновные в лжепредпринимательстве нередко изготовляют подложные уставы, регистрационные и иные документы с использованием поддельных печатей, ксерокопий документов, подставных лиц и т.д. либо регистрация осуществляется по сговору с должностными лицами государственных органов <*>.

<*> См.: Ларичев В.Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. М.: Юристъ, 1996. С. 50.

При лжепредпринимательстве коммерческая организация создается без намерения осуществлять уставную банковскую либо иную предпринимательскую деятельность, то есть имеется в виду, что та деятельность, для которой формально создается коммерческая организация, осуществляться не будет. Возникает естественный вопрос: квалифицировать ли в качестве лжепредпринимательства такие действия, которые совпадают с диспозицией ст. 173 УК РФ, но коммерческая организация, созданная для прикрытия иной, запрещенной деятельности, не бездействует, а функционирует согласно своему уставу, хотя и остается при этом прикрытием для осуществления другой, более объемной и доходной, запрещенной деятельности.

Анализ диспозиции ст. 173 УК РФ показывает, что речь при лжепредпринимательстве идет только о намерении виновного не осуществлять уставную деятельность коммерческой организации, а использовать ее как прикрытие для реализации иных целей или запрещенной деятельности. Если для прикрытия занятия запрещенной деятельностью после регистрации коммерческой организации ее создатель решил, что наиболее успешным прикрытие будет при условии формального функционирования этой организации, то это не меняет существа дела. Состав лжепредпринимательства имеется в наличии. Тем не менее рассматриваемая ситуация, на наш взгляд, требует разъяснения на уровне Пленума Верховного Суда РФ.

Состав лжепредпринимательства материальный, лжепредпринимательские действия должны повлечь общественно опасные последствия в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

Понятие крупного ущерба применительно к ст. 173 УК РФ оценочное. Наличие либо отсутствие крупного ущерба, нанесенного действиями виновного, в лжепредпринимательстве определяет суд. При этом следует учесть как ущерб, нанесенный отдельным потерпевшим, так и его совокупный размер.

Между действиями лжепредпринимателя и нанесенным крупным ущербом необходимо установить наличие причинной связи.

Субъект лжепредпринимательства общий: вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 173 УК РФ, предполагает наличие умышленной вины в виде прямого умысла по отношению к созданию фиктивной коммерческой организации и прямого либо косвенного умысла относительно последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству: виновный осознает общественную опасность своих действий по созданию коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, и желает совершить эти действия, он предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству и желает либо сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично.

В состав субъективной стороны лжепредпринимательства входят в качестве обязательных признаков также цели получения путем создания фиктивной коммерческой организации кредитов, освобождения от налогов либо прикрытие запрещенной деятельности.

Санкцией за лжепредпринимательство предусмотрены следующие альтернативные виды наказаний:

  1. штраф в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы труда или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев;
  2. или лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового.

Анализ состава лжепредпринимательства, содержащегося в ст. 173 УК РФ, вызывает вопросы к законодателю. Во-первых, почему ответственность за этот вид преступления предусмотрена только за создание коммерческих организаций, а не любых юридических лиц, создаваемых с теми же целями? Во-вторых, чем можно объяснить отсутствие квалифицированного состава лжепредпринимательства?