Мудрый Юрист

О некоторых правовых аспектах возмещения расходов на военную и специальную подготовку военнослужащих, отчисленных из военных вузов

Харитонов С.С., полковник юстиции запаса, кандидат юридических наук, профессор.

В статье проведен анализ типичных ситуаций, возникающих в практике командования военных вузов при возмещении расходов на военную и специальную подготовку военнослужащих, отчисленных из военных вузов.

Ключевые слова: военная служба, военнослужащий, обучение в военном вузе, материальная ответственность военнослужащих.

On some legal aspects of reimbursement for military and special training of military personnel, expelled from military universities

S.S. Kharitonov

Kharitonov S.S., Colonel of Justice of the Reserve, Candidate of Law, Professor.

The article analyzes typical situations that arise in the practice of the command of military higher educational institutions when reimbursing the costs of military and special training of military personnel expelled from military higher educational institutions.

Key words: military service, serviceman, training in a military higher educational institution, material responsibility of servicemen.

Традиционно в России подготовка офицеров превосходила по своему объему подготовку гражданского специалиста.

Это обусловлено важностью задач, которые всегда ставит российское общество и государство перед офицерским корпусом. И в настоящее время страна делает все возможное для создания условий, в том числе и материальных, для качественного освоения гражданами военной профессии. Средства на это выделяются действительно большие.

В качестве примера достаточно напомнить, что "в рамках реализации инновационного проекта "Электронный вуз" все образовательные организации Министерства обороны с 1 сентября 2016 года перешли на электронные учебники, для военных вузов разработано более 6 тысяч новых электронных пособий и оцифровано около 6,5 тысяч уже изданных" <1>.

<1> Селекторное совещание в Минобороны России. URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/3586712 (дата обращения: 23.05.2018).

Также, по словам Министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу, "у каждого учащегося в начале учебного года должен быть весь курс в электронном виде, курсант должен иметь компьютер-планшет и электронную карту доступа" <2>.

<2> РИА Новости. URL: https://ria.ru/society/20150911/1243816107.html (дата обращения: 24.05.2018).

Очевидно, что перевод обучения курсантов и слушателей военных вузов на электронные формы обучения - дорогостоящий проект. И этот пример наглядно демонстрирует необходимость рачительного расходования, как ранее часто говорили, "народных" средств, на обучение профессиональных военных.

В связи с изложенным выше возврат военнослужащим, отчисленным из военного вуза либо уволившимся из армии после окончания вуза, затраченных на его обучение средств является закономерным, законным и справедливым решением вопроса возвращения израсходованных государством средств.

Правовое регулирование возмещения расходов государства на подготовку военного специалиста определено п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), согласно которому граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подп. "д", "е", "е.1" и "з" п. 1, подп. "в" и "д" п. 2 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определен Постановлениями Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования" от 25 июня 2007 г. N 402 (далее - Методика) и "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" от 1 октября 2007 г. N 629.

Теоретико-правовые проблемы реализации указанной нормы Закона о воинской обязанности и военной службе не были, за редким исключением <3>, предметом анализа военных юристов.

<3> См., напр.: Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. / А.С. Зорин [и др.]. М., 2007; Бакович М.Н. Правовые основы подготовки студентов в учебных военных центрах и последствия неподписания ими контракта о прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 6. С. 29 - 33.

В 2015 г. была обобщена судебная практика военных судов по применению правовых предписаний о материальной ответственности военнослужащих при возмещении расходов на их военное обучение <4>, в которой аккумулированы судебные решения по типичным ситуациям, рассмотренным судами.

<4> Обзор судебной практики рассмотрения военными судами дел о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, гражданами, отчисленными из военных профессиональных образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшимися заключать контракты о прохождении военной службы. Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2015 г. // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 8. С. 51 - 61.

За последние годы командирами, военными прокурорами и военными судами накоплен положительный опыт по разрешению возникающих на практике ситуаций, которые с определенной периодичностью повторяются.

Так, достаточно часто возникающей ситуацией является отчисление военнослужащего, обучающегося в вузе, например, по неуспеваемости до заключения им контракта о прохождении военной службы. После отчисления такие военнослужащие проходят военную службу по призыву, и командование вузов обращается в военные суды для взыскания с них денежных средств федерального бюджета, затраченных на их военную и специальную подготовку в период обучения в вузе.

Перед принятием такого решения командованию вуза, как представляется, необходимо оценить перспективу возможности возврата средств с учетом действующих правовых норм.

Как указывалось ранее, согласно п. 7 ст. 35 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, отчисленные из военных вузов по "негативным" основаниям, возмещают средства, затраченные на их военную или специальную подготовку, и методика расчета возвращаемых средств определена соответствующими актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Методики размер подлежащих возмещению средств включается в контракт о прохождении военной службы.

Исходя из п. 1 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, и приложения N 1 к указанному Положению в типовую форму контракта включается условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, в случаях, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе, а в подп. "в" п. 2 типовой формы контракта указывается размер подлежащих возмещению денежных средств.

Согласно п. п. 2, 4 ст. 35 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных организаций они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

Таким образом, если юноша не проходил военную службу до поступления в военный вуз, контракт о прохождении военной службы в период обучения не заключал, был направлен для прохождения военной службы по призыву после отчисления из вуза, то с него не представляется возможным взыскать денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку, поскольку в период обучения такой курсант имеет статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В отношении курсантов, которые отчисляются (отчислены) из военных вузов со старших курсов и которые, разумеется, уже заключили контракт о прохождении военной службы, командованию военных учебных заведений необходимо оперативно обращаться в военный суд с исками о возмещении затраченных на обучение средств с тем, чтобы не допустить выхода за пределы срока исковой давности.

В соответствии со ст. ст. 195 - 197 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила ст. ст. 195, 198 - 207 ГК РФ распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.

Согласно ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

С учетом данного правового предписания дата издания приказа об отчислении курсанта из военного учебного заведения по "негативному" основанию означает, что именно тогда командованию вуза или иному полномочному должностному лицу становится известно о причинении военнослужащим ущерба, подлежащего возмещению, и, следовательно, о возникновении права предъявить требование об исполнении обязательства.

Таким образом, пропуск установленного п. 1 ст. 196 ГК РФ срока исковой давности, о применении которого может быть заявлено стороной в споре, будет являться основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении иска о взыскании с бывшего военнослужащего денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку.

И в заключение несколько слов о возможности снижения сумм, подлежащих возмещению за обучение в вузе.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абз. 4 ст. 5 названного Федерального закона.

Согласно ст. 56 ГПК РФ именно ответчик, т.е. отчисленный из военного образовательного учреждения курсант, должен представлять суду доказательства материального и семейного положения, позволяющие суду учесть требования приведенной нормы Закона. Это, как правило, сведения о заработной плате и иных доходах ответчика. Доказательства неблагополучного материального положения ответчика и необходимой совокупности условий для применения положений ст. 11 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" позволяют военному суду найти основания для снижения размера планируемой к взысканию суммы ущерба.

Библиографический список

  1. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) (3-е издание, переработанное и дополненное) / А.С. Зорин, А.В. Кудашкин, Я.В. Лобов, А.И. Тюрин, К.В. Фатеев, С.В. Шанхаев. М.: За права военнослужащих, 2007.
  2. Бакович М.Н. Правовые основы подготовки студентов в учебных военных центрах и последствия неподписания ими контракта о прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 6. С. 29 - 33.