Мудрый Юрист

Особенности предоставления таможенных услуг в рамках ЕАЭС

Каимова Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры управления Российской таможенной академии.

Данная статья посвящена вопросу предоставления таможенных услуг, оказываемых странами - членами Евразийского экономического союза на современном этапе. В статье представлен сравнительный анализ таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами трех стран - участниц ЕАЭС: Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь. Проведенное исследование выявило значительные различия перечня таможенных услуг в этих странах, а также сроков и стоимости их оказания. В статье актуализирован вопрос создания проекта нового таможенного кодекса ЕАЭС.

Ключевые слова: услуга, государственная услуга, внешнеэкономическая деятельность, участник внешнеэкономической деятельности, таможенное дело, таможенная услуга, интеграция, экономический союз.

Specific Features of Customs Services Rendering within the EEU

I.V. Kaimova

Kaimova Irina V., Senior Lecturer of the Department of Management of the Russian Customs Academy.

This article deals with the list of customs services of member countries of the Eurasian economic Union. In the framework of a comparative analysis of services in the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan and the Republic of Belarus. The study found significant differences in the list of customs services in these countries, as well as time and cost of their provision. In the end, they proposed measures to improve the provision of these services in the framework of the economic bloc, for example, including uniform list and regulations provide customs services in a planned customs code of the Eurasian economic Union.

Key words: service, government service, foreign trade activities the participant of foreign trade activities, customs business, customs service, integration, economic union.

Развитие рынка таможенных услуг обусловлено определенными потребностями участников внешнеэкономической деятельности в снижении их издержек, формирующихся на всех этапах цепи поставок товаров, а обеспечение услугами в таможенной сфере позволяет снизить себестоимость продукции и цену конечного потребления. Одним из факторов достижения данной цели является интеграция и гармонизация рынка таможенных услуг в рамках Евразийского экономического союза. Однако различия стандартов, регламентов их оказания в странах - участницах ЕАЭС, различные сроки предоставления, а также отсутствие единого перечня таможенных услуг в некоторых странах - членах ЕАЭС сегодня не позволяют определить перспективы таможенной интеграции стран для участников международной цепи поставок товаров.

Понятийный аппарат в таможенной сфере совершенствуется, сегодня существуют различные подходы к понятию "таможенная услуга".

В.Ю. Дианова и В.В. Макрусев <1> определяют таможенную услугу, в узком смысле, как "действия или последовательность действий, реализуемых специальными таможенными инструментами с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников внешнеторговой деятельности". Ю.Е. Гупанова понимает под таможенной услугой "результат деятельности таможенных органов, имеющий целью в первую очередь реализацию государственных функций, а также удовлетворение не нарушающих установленные запреты и ограничения потребностей участников ВЭД" <2>. Следует отметить, что в таможенном законодательстве Республики Беларусь отсутствует понятие "таможенная услуга", таможенная деятельность представлена таможенными процедурами. В Республике Казахстан понятие "таможенная услуга" является тождественным понятию "таможенная операция" <3>.

<1> Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.
<2> Гупанова Ю.Е. Таможенные услуги в системе таможенного регулирования Российской Федерации // Образование и наука в современных условиях: Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 марта 2017 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс", 2017. N 1 (10). С. 275 - 277. ISSN 2412-0537.
<3> Приказ министра финансов Республики Казахстан от 4 июня 2015 г. N 348 "Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан" (с изм. и доп. по сост. на 18.04.2018).

Проведенный анализ позволяет определить отличия, "узкие" места системы таможенных услуг в рамках ЕАЭС. Обратимся к результатам проведенного исследования.

Сегодня в Российской Федерации, в соответствии с утвержденными административными регламентами ФТС России по предоставлению государственных услуг, реализуется тринадцать таможенных услуг. В Республике Казахстан перечень таможенных услуг входит в список государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов. Перечень таможенных услуг в Республике Казахстан гораздо объемнее, чем в Российской Федерации.

Перейдем к содержанию таможенных услуг и некоторым особенностям их предоставления в Республике Казахстан. Так, в данной стране - участнице ЕАЭС в роли таможенной услуги выступает таможенная очистка товаров, при этом в отдельную таможенную услугу выделена аналогичная процедура с использованием электронной декларации.

Выпуск товаров может быть отложен для проведения или завершения форм таможенного контроля, но не более чем на десять рабочих дней. Для уполномоченных экономических операторов сроки ожидания уменьшены. Форма результата зависит от того, в каком виде была подана таможенная декларация. Услуга является платной.

Реализуется государственная услуга "Выдача решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз которого предполагается различными партиями в течение определенного периода времени". Суть ее в том, что товар декларируется до представления первой его партии для таможенного декларирования. Для этого необходимы соответствующие документы на все компоненты и партии товара <4>.

<4> Приказ министра финансов Республики Казахстан от 27 апреля 2015 г. N 284 "Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан" (с изм. и доп. по сост. на 27.03.2017).

Также в Республике Казахстан в отдельную услугу выделено изменение сроков уплаты таможенных пошлин. Для ее оказания участнику ВЭД необходимо представить заявление о предоставлении отсрочки и соответствующие документы. Затем в течение десяти минут происходит прием документов; в течение часа после подачи заявления - регистрация заявления в канцелярии таможенного органа; затем осуществляется рассмотрение заявления руководителями таможенного поста и соответствующего структурного подразделения в течение двух часов. После этих процедур работник структурного подразделения в течение восьми дней рассматривает заявление и относит полученный результат на подпись руководителю (в течение одного дня). В заключение имеет место регистрация результата и его выдача заявителю в течение одного часа.

В Республике Казахстан комплекс процедур функции валютного контроля представлен отдельными бесплатными услугами, такими как:

В Республике Казахстан, помимо услуги включения в Реестр таможенных перевозчиков, существует услуга "Выдача свидетельства о допущении дорожного транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями". Услуга оказывается в течение трех дней на бесплатной основе. Для получения свидетельства заказчик услуги должен представить заявление, технические документы транспортного средства (чертежи), копии и оригиналы свидетельства о регистрации ТС и допуске Комиссии ЕАЭС. Также заявитель обязан: создать условия для осмотра транспортных средств во время их серийного производства в любое время; информировать таможенные органы о любых изменениях в чертежах и описаниях конструкции до их произведения; наносить на транспортные средства на видном месте опознавательные знаки типа конструкции и заводской (опознавательный) номер транспортного средства; вести учет автомобильных транспортных средств, прицепов, полуприцепов, изготовленных в соответствии с допущенным типом конструкции (серии).

В отношении иных стран - участниц Евразийского экономического союза следует отметить, что перечень таможенных услуг в этих странах почти ничем не отличается от аналогичного перечня Федеральной таможенной службы России.

Обратимся к опыту таможенных органов Республики Беларусь, проанализировав процесс предоставления таможенной услуги "Таможенное сопровождение". Таможенное сопровождение - сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита. Реализацией данной услуги занимается Республиканское унитарное предприятие "Белтаможсервис". Данная организация осуществляет сопровождение по следующим направлениям:

<5> Официальный сайт РУП "Белтаможсервис". М., 2004 - 2018. URL: www.declarant.by (дата обращения: 28.03.2018).

Результаты проведенного сравнительного анализа особенностей предоставления таможенных услуг по времени и стоимости их оказания в трех странах - участницах ЕАЭС показаны в таблице.

Таблица

Сравнительный анализ государственных таможенных услуг по времени и стоимости их оказания в трех странах - участницах ЕАЭС

Услуга

Время (дни)

Стоимость (евро)

РФ

РК

РБ*

РФ

РК

РБ*

Включение в реестр:

  • таможенных представителей

30

15

30

  • таможенных перевозчиков

30

15

30

  • уполномоченных экон. операторов

90

90

30

  • владельцев таможенных складов

30

15

30

  • владельцев СВХ

30

15

30

  • владельцев свободных складов

15

  • владельцев складов собств. товаров

15

  • владельцев магазинов беспошлинной торговли

30

15

15

  • банков, иных кредитных и страховых организаций

30

30

11 370

  • объектов интеллект. собственности

30*

30

30

0*

Принятие предварительных решений:

  • о стране происхождения товара

90

15

90

70

  • по классификации товаров по ТН ВЭД

90

20

90

70

120

  • о классификации товара в несобранном или разобранном виде

90*

30

30

Информирование/консультирование

1/30

НУ/30

Выдача и отзыв квалификац. аттестатов специалистов по тамож. декларированию

1/15

15

100

Выдача свидетельства о допущении дорожного транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под тамож. пломбами и печатями

Возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм тамож. пошлин, налогов и тамож. сборов

30*

10

30

0*

Изменение сроков уплаты тамож. пошлин

15*

10

Таможенная очистка товаров

60 + 25 л.

Выдача акта сверки расчетов по тамож. пошлинам, налогам, тамож. сборам и пеням

10

Таможенное сопровождение

В представленной таблице название услуг дано общее и наиболее краткое для всех стран. Звездочкой отмечены услуги стран, которые представлены в таможенном законодательстве в качестве процедур или функций. В Республике Беларусь все услуги обладают лишь данной формой. Сокращение "НУ" означает, что срок оказания услуги не указан, "%" - стоимость услуги определяется процентной ставкой рефинансирования государства. Если соответствующая таможенная услуга в государстве не оказывается либо нет соответствующего стандарта или регламента ее оказания - ставится прочерк.

Исходя из результатов приведенной выше таблицы, можно сделать вывод, что, несмотря на интеграцию таможенной деятельности, различия законодательства стран - участниц ЕАЭС в плане оказания таможенных услуг очень существенны. Так, самый большой перечень таможенных услуг представлен в Республике Казахстан. Практически все они оказываются в гораздо меньшие сроки, нежели в Российской Федерации и Республике Беларусь, однако многие из них реализуются на возмездной основе. Как отмечалось ранее, в таможенном законодательстве Республики Беларусь отсутствует понятие "таможенная услуга", таможенная деятельность представлена таможенными процедурами. Некоторые таможенные процедуры реализуются гораздо быстрее, чем в Российской Федерации, некоторые из них являются платными.

Сложившаяся ситуация в рамках ЕАЭС выглядит неоднозначно: некоторые государства в качестве стран транзита в международной цепи поставок товаров выступают конкурентами друг другу. В одной стране таможенная услуга является бесплатной, а в другой - сроки ее оказания гораздо быстрее, в то же время она оказывается на возмездной основе. Развитие системы таможенных услуг в странах - участницах ЕАЭС "имеет разноскоростной характер, зависит от состояния экономики государства, а также от рынка коммерческих услуг в стране, национальных особенностей и традиций" <6>.

<6> Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров: Монография / А.Д. Ершов, В.В. Макрусев, О.В. Калинина, К.А. Сизова. М.: РИО РТА, 2007. 244 с.

Таким образом, учитывая современное состояние таможенной сферы ЕАЭС, странам-участницам необходимо приложить все усилия как для более тесной интеграции и гармонизации в сфере оказания таможенных услуг, так и для максимально возможного сокращения времени их оказания и устранения внутренней конкуренции между странами. Это приведет к улучшению позиции всего экономического блока в конкурентной борьбе на международной арене. Полученные результаты могут быть рекомендованы в качестве предложений в проект нового таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Литература

  1. Гупанова Ю.Е. Таможенные услуги в системе таможенного регулирования Российской Федерации / Ю.Е. Гупанова // Образование и наука в современных условиях: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 12 марта 2017 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс", 2017. N 1 (10). С. 275 - 277.
  2. Дианова В.Ю. Маркетинг таможенных услуг: Учебник / В.Ю. Дианова, В.В. Макрусев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. 297 с.
  3. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров: Монография / А.Д. Ершов, В.В. Макрусев, О.В. Калинина, К.А. Сизова. М.: РИО РТА, 2007. 244 с.