Мудрый Юрист

Природоохранная деятельность органов прокуратуры

Демичев Алексей Андреевич, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

В статье анализируется природоохранная деятельность прокуратуры Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что деятельность природоохранных прокуратур в России в целом эффективна, но необходимо создание целостной системы природоохранных прокуратур.

Ключевые слова: экологическая функция правоохранительных органов, природоохранная прокуратура, природоохранная функция прокуратуры.

Protection activities of the prosecutor's office

A.A. Demichev

Demichev Aleksey A., Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Doctor of Law, Candidate of Historical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation.

The article analyzes the nature protection activities of the prosecutor's office of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the activities of environmental prosecutors in Russia as a whole are effective, but it is necessary to create an integrated system of environmental prosecutors.

Key words: environmental function of law enforcement agencies, environmental prosecutor's office, environmental function of the prosecutor's office.

Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. N 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" 2017 г. был объявлен Годом экологии. В этом году был проведен комплекс мероприятий экологического характера. Однако от любых мероприятий всегда будет мало толку без эффективного выполнения природоохранной функции правоохранительными органами.

В числе прочих на правоохранительные органы возложены и задачи, связанные с реализацией экологической функции государства. В частности, речь идет об обеспечении экологической безопасности, защите экологических прав граждан, применении мер юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

Наиболее значимую роль среди правоохранительных органов в экологической сфере играют органы прокуратуры. Более того, как верно отмечают А.Е. Татаринов и О.В. Янчуркин, "надзор в сфере охраны окружающей среды является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры" <1>.

<1> Татаринов А.Е., Янчуркин О.В. О практике осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления // Экологическое право. 2016. N 2. С. 19.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" природоохранная деятельность прокуратуры реализуется в следующих направлениях:

В конце 1980-х гг. в СССР появились природоохранные прокуратуры. Положительный опыт их функционирования был учтен при создании в субъектах Российской Федерации специализированных природоохранных прокуратур. В настоящее время они действуют на правах районных прокуратур в 42 субъектах. Это, к сожалению, менее чем в половине регионов. Больше всего специализированных природоохранных прокуратур существует в Центральном и Приволжском федеральных округах (по 8), чуть меньше их в Дальневосточном федеральном округе (7), в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах (по 6). В Уральском федеральном округе функционирует 5 природоохранных прокуратур, а в Южном и Северо-Кавказском - всего по одной. Таким образом, распределение природоохранных прокуратур неравномерно и по федеральным округам. По нашему мнению, логичным и целесообразным является создание природоохранных прокуратур в каждом из оставшихся 43 субъектов.

Естественно, то, что в ряде субъектов нет специализированных природоохранных прокуратур, не означает, что там никто не осуществляет природоохранную деятельность, не защищает экологические права граждан. Эти функции выполняют "обычные" прокуратуры. Однако, как свидетельствует практика, в некоторых случаях прокуроры воспринимают исполнение соответствующих обязанностей в качестве дополнительных, а не основных, что, конечно, отрицательно сказывается на реализации экологической функции органами прокуратуры.

Непосредственно полномочия природоохранных прокуроров регламентируются Приказом Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". В частности, в п. 2.3 названного Приказа определяются полномочия природоохранных прокуроров по надзору за исполнением экологического законодательства различными субъектами права.

Статистические данные и материалы прокурорской практики свидетельствуют, что деятельность природоохранных прокуратур является вполне эффективной как в целом, так и по отдельным направлениям <2>. Тем не менее в Российской Федерации как таковая отсутствует система природоохранных прокуратур. Следует отметить, что имеется вполне успешный опыт создания более крупного образования - Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Она объединяет 16 специализированных межрайонных природоохранных прокуратур, расположенных на берегах реки Волги и ее притоков, а именно: Астраханскую, Волгоградскую, Ивановскую, Казанскую, Костромскую, Марийскую, Нижегородскую, Осташковскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Тверскую, Ульяновскую, Чебоксарскую, Череповецкую, Ярославскую.

<2> См., например: Гильмутдинов И.И., Абрамов П.В. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды // Законность. 2013. N 7. С. 52 - 54; Нестерова А.Ю. Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду // Прокурор. 2016. N 2. С. 101 - 105; Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. N 3. С. 12 - 15.

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор действует на правах прокурора в субъектах Российской Федерации. Его полномочия регламентируются п. 4 Приказа Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". Среди основных полномочий волжского межрегионального природоохранного прокурора можно назвать:

Во время завершившегося сейчас Года экологии Генпрокуратура в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности объявила усиление надзора за исполнением природоохранного законодательства, а одним из приоритетных направлений такой работы является охрана окружающей среды в Арктической зоне <3>. Соответственно, уже озвучена официальная позиция о целесообразности создания Арктической природоохранной прокуратуры, "которая бы координировала работу природоохранных прокуратур, расположенных в Арктической зоне" <4>.

<3> См.: Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в Арктической зоне (доклад начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А.В. Паламарчука) // Прокурор. 2016. N 2. С. 38.
<4> Там же. С. 47.

На уровне Генеральной прокуратуры Российской Федерации также реализуется экологическая функция этого правоохранительного органа. В Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры создан Отдел по надзору за исполнением законов в экологической сфере. В п. 4.4.3 утвержденного Генеральным прокурором Российской Федерации 4 июня 2014 г. Положения о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации определяются полномочия названного выше отдела:

Такая организация деятельности отдела по надзору за исполнением законов в экологической сфере позволяет, на наш взгляд, осуществлять эффективный надзор за исполнением федерального законодательства. Однако природоохранная функция прокуратуры в полной мере не может быть полноценно реализована без создания целостной системы природоохранных прокуратур в Российской Федерации. Мы полагаем, что постепенно в каждом субъекте Российской Федерации должна быть создана межрайонная природоохранная прокуратура. Следующим звеном системы природоохранной прокуратуры должны быть межрегиональные природоохранные прокуратуры. Их создание возможно на основании разных принципов: бассейнового, территориального или иных. Главное, чтобы все межрайонные природоохранные прокуратуры входили в ту или иную межрегиональную природоохранную прокуратуру. Наконец, аналогично Главной военной прокуратуре целесообразно создание Главной природоохранной прокуратуры.

Литература

  1. Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании / А.А. Абросимов, И.Ю. Кислов // Законность. 2016. N 3. С. 12 - 15.
  2. Гильмутдинов И.И., Абрамов П.В. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды / И.И. Гильмутдинов, П.В. Абрамов // Законность. 2013. N 7. С. 52 - 54.
  3. Нестерова А.Ю. Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду / А.Ю. Нестеров // Прокурор. 2016. N 2. С. 101 - 105.
  4. Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в Арктической зоне (доклад начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А.В. Паламарчука) / А.В. Паламарчук // Прокурор. 2016. N 2. С. 38 - 47.
  5. Татаринов А.Е., Янчуркин О.В. О практике осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления / А.Е. Татаринов, О.В. Янчуркин // Экологическое право. 2016. N 2. С. 19 - 22.