Мудрый Юрист

Недопустимая реклама в интернете и способы обеспечения доказательств в суде

Фокова Е.А., Российская академия правосудия.

Принятие Государственной Думой Российской Федерации 14 июня 1995 г. Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" обусловило принятие нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Целью использования требований ведомственных нормативных актов является накопление опыта размещения и распространения надлежащей рекламы коммерческими структурами в отдельных областях повседневной жизни.

Уже ни у кого не вызывает удивления размещение наружной рекламы на автомобильных дорогах и улицах, непосредственно на транспортных средствах, на телевидении, радио и т.д.

Более того, как правило, данная рекламная деятельность регулируется Федеральным законом "О рекламе" и соответственно ведомственными нормативными актами. Примером может служить организация рекламы на транспорте, которая помимо ФЗ "О рекламе" регулируется Указанием МВД РФ "О реализации закона Российской Федерации "О рекламе" от 14 сентября 1995 года N 1/4377, Приложением N 1, утвержденным ГУГАИ МВД России 6 сентября 1995 г., Временными требованиями, также утвержденными ГУГАИ МВД России 6 сентября 1995 г., Положением о Министерстве транспорта РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 1997 г. N 501, Указанием ЦБ РФ от 7 июля 1999 г. N 603-У "О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях" и т.д. <*>.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 26.04.1997 N 501 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".

<*> См.: Федеральный закон РФ "О рекламе" N 108-ФЗ от 14.06.1995 // Российская газета. 1995. 25 июля; Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. М., 2000. С. 62 - 75.

В случае выявления нарушений общих и специальных требований, предъявляемых к рекламе (глава 2, ст. 5 Закона РФ "О рекламе"), и распространения заведомо недобросовестной (ст. 6), недостоверной (ст. 7), неэтичной (ст. 8), заведомо ложной (ст. 9) или скрытой рекламы (ст. 10 Закона РФ "О рекламе"), а также нарушения предписаний ведомственных актов может наступить гражданско-правовая или уголовная ответственность.

Как правило, в указанных случаях не возникает каких-либо трудностей для обеспечения доказательств, в том числе и в нотариальном порядке.

Совершенно иная ситуация возникает тогда, когда ненадлежащая реклама в каком-либо виде распространяется через Интернет.

Заметим, что судебная практика, которая бы свидетельствовала о привлечении к какой-либо ответственности авторов подобных сайтов за размещение ненадлежащей рекламы через Интернет, единична, т.к. до настоящего времени использование такого информационного пространства с целью размещения рекламы страдает несовершенством текущего законодательства.

В то же время обратим внимание, что реклама в Интернете приобретает все большую популярность, востребована и практически для авторов сайтов безопасна.

Тем не менее, как правильно отмечает В. Сальников <*>, "...юристы считают вполне возможным призвать к ответу владельцев сайтов, содержащих недостоверную информацию" о ненадлежащей информации рекламного продукта.

<*> См.: В. Сальников // Российская газета. 2002. 14 ноября.

В соответствии со ст. ст. 141, 142 ГПК РСФСР <*>, действующими на момент написания статьи ("Российская газета". 2002. 20 ноября) опубликовала новый Гражданско-процессуальный кодекс РФ), судья при подготовке дела к судебному разбирательству предлагает заинтересованной стороне собрать и обеспечить доказательства.

<*> См.: Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.

Для этого существует несколько способов разрешить данную проблему. Во-первых, представить в суд в порядке ст. 58 ГПК РСФСР заявление об обеспечении доказательств и определить соответствующий порядок обеспечения доказательств согласно ст. 59 ГПК РСФСР. Протоколы и все собранные в порядке обеспечения доказательств материалы пересылаются в суд, рассматривающий дело.

Во-вторых, до предъявления иска в суд в порядке ст. 126 ГПК РСФСР возможно собрать и обеспечить доказательства путем заверения интернет-страницы у нотариуса.

Из всех органов гражданской юрисдикции нотариат наиболее близок к такому органу, как суд, т.к. оба названных органа действуют в публично-правовой сфере, осуществляя свои полномочия от имени государства. Суды осуществляют правосудие именем Российской Федерации (ст. 191 ГПК РСФСР). Нотариусы также осуществляют нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г.) <*>.

<*> См.: Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате. М., 1999. С. 2.

Согласно Инструкции Государственной налоговой инспекции Российской Федерации (ГНИ) от 15 мая 1996 г. N 42 "По применению Закона РФ "О государственной пошлине" (с изменениями от 7 октября 1996 г., 6 июля 1998 г., 19 февраля 1999 г.) плательщиками государственной пошлины за удостоверение нотариальных действий, в том числе и заверение у нотариуса документа (интернет-страницы), являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, независимо от форм собственности, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов <*>.

<*> См.: Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. М., 2000. Т. 1. С. 75.

Следовательно, составив письменный запрос на имя нотариуса с просьбой удостоверить факт нахождения информации по определенному адресу в Сети и указав необходимые реквизиты: наименование документа, адрес интернет-страницы, цель обеспечения доказательств (наличие судебного спора), а также согласие оплатить соответствующую государственную пошлину, - представить запрос нотариусу для исполнения нотариального действия.

На заявителе-истце лежит обязанность уточнить заголовок текста (графической информации), ее местоположение на интернет-странице, конкретные текстуальные выдержки (цитаты), которые предполагается положить в основу судебного иска, либо жалобы или заявления в компетентные органы.

Основы законодательства о нотариате (п. 18 ст. 35, ст. ст. 102 и 103) дают возможность нотариусу удостоверить протокол об обеспечении доказательств в том случае, если адрес страницы и реквизиты текста или объекта совпадают после соответствующего осмотра. В частности, существенным моментом являются такие обстоятельства, если на распечатке в автоматическом режиме отразились дата печати и адрес файла, а интернет-страница была распечатана полностью, в той форме, в какой она предстает перед посетителем сайта.

Наиболее ответственным моментом является вопрос: а к кому же предъявлять судебный иск в случае установления недопустимой рекламы в Интернете?

Наверное, следует согласиться с предложением В. Сальникова <*>, который дал оптимальный ответ на данный вопрос.

<*> См.: В. Сальников // Российская газета. 2002. 14 ноября.

В соответствии с Регламентом РосНИИРОС и Правилами регистрации доменов второго уровня в зоне ".RU" только администратор домена несет ответственность за доменное имя и все связанное с ним. Администратор домена принимает на себя ответственность за действия сотрудников, а также за действия третьих лиц с использованием его пароля.

Таким образом, приходит к выводу В. Сальников <*>, именно администратор домена несет личную ответственность за использование домена, в том числе в незаконных целях, с момента внесения его имени в Центральную базу данных РосНИИРОС вне зависимости от того, лично ли он осуществляет использование домена или кто-либо по его поручению, а также самостоятельно.

<*> См.: В. Сальников. Там же.

Обращает на себя внимание тот факт, что администратора домена можно найти в центральной Базе данных с помощью программы "Whois" по адресам в Интернете http: // 194.226.65.158: 8080 /nic /whois/, http: //www.internic.com/whois, html.

В получаемой справке содержится имя администратора или его фирменное наименование, адрес граждан или место нахождения организации. За непредоставление недостоверной информации или необновление изменившейся информации об администраторе последний несет ответственность вплоть до аннулирования его домена.

Каким же образом поступить в случае отказа нотариуса в обеспечении доказательств о недопустимой рекламе в Интернете?

В этой связи действуют правила прямого судебного контроля, которые отражены в гл. 32 ГПК, а также разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" (в редакции от 21 декабря 1993 г., 25 октября 1996 г.). Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении рассматриваются по правилам особого производства, содержащимся в гл. 32 ГПК, и общим правилам гражданского судопроизводства, если иное не установлено законом.

Любое заинтересованное лицо, граждане или юридические лица, либо прокурор в их интересах (ст. 4 ГПК) могут обратиться с жалобой за защитой нарушенных прав при условии, если отсутствует спор о материальном праве, подведомственный суду (ст. 271 ГПК).

В силу ст. 273 ГПК при удовлетворении жалобы суд своим решением или отменяет совершенное нотариальное действие, или обязывает его выполнить. При этом нотариус вправе в соответствии со ст. 282 ГПК в установленный законом срок обжаловать в кассационном порядке принятое по жалобе решение суда.

В результате проведенного исследования приходим к выводу о том, что "обеспечение доказательств в случае недопустимой рекламы в Интернет не только возможно, но допустимо, т.к. опирается на фундаментальную законодательную базу, способную защитить нарушенные права и обязанности как физических, так и юридических лиц, как в пространстве, так и во времени".