Мудрый Юрист

Правовой статус и организационно-правовые формы медицинских организаций: законодательные положения и судебная практика

Старчиков Михаил Юрьевич, юрист, полковник юстиции запаса, аналитик, аспирант Российского нового университета.

1. Понятие медицинской организации по законодательству Российской Федерации

Функционирование медицинских организаций в РФ осуществляется на основе положений ряда различных нормативно-правовых актов.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1> под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

<1> Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // СПС "КонсультантПлюс".

Стоит отметить, что положения настоящего Федерального закона, регулирующие функционирование медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) и медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, ее касающейся.

В целях вышеуказанного Федерального закона к медицинским организациям приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Так, именно частный врач выступает в качестве самостоятельного субъекта в рассматриваемых отношениях.

Кроме того, деятельность частного врача является предпринимательской, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое извлечение прибыли от оказания медицинских услуг пациентам лицом, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 ГК РФ <2>).

<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

Порядок регистрации лиц в качестве предпринимателей определяется в настоящее время нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <3> (далее - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

<3> О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2018) // СПС "КонсультантПлюс".

Так, согласно пункту 2 статьи 8 указанного Закона государственная регистрация юридического лица (в т.ч. медицинской организации) осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Как следует из пункта 3 статьи 8 данного Закона, государственная регистрация индивидуального предпринимателя (в т.ч. частного врача) осуществляется по месту его жительства.

Из пункта 1 статьи 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" усматривается, что в регистрирующий орган документы могут быть переданы следующим образом:

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации.

Указанные документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок направления для регистрации электронных документов в настоящее время определен Приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг" <4>.

<4> Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг: Приказ ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ (в ред. от 24.12.2015, зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2011, N 21987) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно п. 1.1 статьи 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены Приказом ФНС России от 09.06.2014 N ММВ-7-14/316@ "Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, требований к его оформлению, а также формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого заявления" <5>.

<5> Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, требований к его оформлению, а также формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого заявления: Приказ ФНС России от 09.06.2014 N ММВ-7-14/316@ (в ред. от 12.09.2016, зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2014, N 32738) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно пункту 1.2 статьи 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.

При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В настоящее время <6> эта форма утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" <7>.

<6> Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (в ред. от 28.12.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств": Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (в ред. от 25.05.2016, зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2012, N 24139) // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", "для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинским организациям) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - реестр медицинских организаций), в соответствии с настоящим Федеральным законом:

  1. организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;
  2. индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность".

Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором она намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.

Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями.

Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети Интернет (часть 2 статьи 15 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

Порядок ведения реестра медицинских организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, регламентируется Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н <8>.

<8> Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования: Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (в ред. от 11.01.2017, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011, N 19998) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно п. 2 указанных Правил они устанавливают:

Деятельность медицинских организаций осуществляется на основании лицензии, выданной в установленном законом порядке.

Так, согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <9> лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

<9> О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" <10> медицинская деятельность на территории Центра осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности.

<10> Об инновационном центре "Сколково": Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <11> медицинская деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности в случае, если это предусмотрено правилами проекта.

<11> Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") <12>.

<12> О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (вместе с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"): Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (в ред. от 08.12.2016) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно пункту 2 данного Положения лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в отношении:

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) в отношении:

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно определить медицинскую организацию как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы (в том числе - индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность), действующее на основании лицензии и ставящее в качестве главной цели своей деятельности практическую реализацию конституционного права пациентов на охрану здоровья и медицинскую помощь.

2. Виды, классификация и организационно-правовые формы медицинских организаций

Медицинские организации могут быть созданы как государственными и муниципальными органами (в том числе - в виде государственного или муниципального учреждения), так и частными лицами.

В связи с изложенным возможно допустить классификацию данных субъектов гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью пациента, в зависимости от форм собственности на частные и публичные <13>.

<13> Косарев К.В. Субъекты гражданско-правовой ответственности за причинение вреда здоровью пациента / Косарев К.В. // Вестник Томского государственного университета. 2012. N 363. С. 131.

К публичным субъектам следует относить медицинские организации, созданные федеральными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а к частным - образованные частными лицами, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность (частных врачей).

Определенная информация об организационно-правовых формах медицинских организаций и их подведомственности содержится в Приказе Росстата от 29.09.2017 N 646 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья" <14>.

<14> Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья: Приказ Росстата от 29.09.2017 N 646 // СПС "КонсультантПлюс".

Так, согласно его разделу I "Медицинские организации по типам, организационно-правовым формам и формам собственности":

В большинстве случаев публичные медицинские организации как юридические лица получают "путевку в жизнь" в виде:

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 9.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения (в том числе - медицинские организации), согласно пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ, могут быть созданы в форме казенного, бюджетного или автономного учреждения.

Как следует из некоторых статистических данных, "...медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий ее бесплатного оказания в преобладающем большинстве случаев осуществляют государственные (муниципальные) медицинские учреждения (86%), из них 15% - автономные, 2% - казенные, а 69% - бюджетные учреждения" <15>.

<15> Берилло М.С. Основания освобождения медицинской организации от ответственности за причинение вреда здоровью пациента: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Берилло Михаил Сергеевич. Томск, 2014. С. 14.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.10.2010 N 938 "Об утверждении перечней федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" <16> к федеральным бюджетным учреждениям, кроме иных, отнесено 62 учреждения науки, 17 специализированных учреждений здравоохранения, 48 санаторно-курортных учреждений, 8 федеральных казенных учреждений (психиатрических больниц) и другие.

<16> Об утверждении перечней федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.10.2010 N 938 // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно пункту 8 статьи 123.22 ГК РФ особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

В данном случае речь идет о Федеральных законах "Об автономных учреждениях" N 174-ФЗ от 03.11.2006 и "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12.01.1996.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ "О некоммерческих организациях" данный Закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, в том числе - в сфере здравоохранения.

Согласно пункту 9 статьи 9.2 ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления, в том числе - в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 907 <17> утверждены Критерии, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

<17> Об утверждении критериев, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 907 // СПС "КонсультантПлюс".

К данным критериям относятся нижеследующие:

  1. Личное членство врачей одной специальности в медицинской профессиональной некоммерческой организации, объединяющей более 50% общей численности врачей соответствующей специальности на территории Российской Федерации (данные персонифицированного учета в отношении лиц, которые участвуют в оказании медицинских услуг), и членство указанной медицинской профессиональной некоммерческой организации в иной организации, соответствующей критериям, предусмотренным п. 2 настоящего документа.
  2. Объединение в составе иной организации, предусмотренной п. 1 настоящего документа, одновременно:

а) более 50% медицинских профессиональных некоммерческих организаций, предусмотренных ч. 3 ст. 76 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

б) более 25% медицинских профессиональных некоммерческих организаций, основанных на личном членстве врачей одной специальности и объединяющих более 50% общей численности врачей соответствующей специальности на территории Российской Федерации, сформированных по основным специальностям врачей (в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих медицинское образование).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Если формально исходить из того, что главные функции медицинской организации заключаются в осуществлении медицинской деятельности, она вряд ли подлежит созданию с использованием данной организационно-правовой формы.

Вместе с тем, как уже указывалось выше, в настоящее время в России существует 8 федеральных казенных учреждений (психиатрических больниц).

По мнению некоторых исследователей, такая организационно-правовая форма для медицинских организаций, как государственное (муниципальное) учреждение, "не является единственно приемлемой, более того - она обладает рядом существенных недостатков, основной из которых состоит в том, что эта организационно-правовая форма не стимулирует стремления к эффективному использованию ресурсов. Причиной тому - использование принципа содержания собственником, а не оплаты за конечные услуги, ограничения в отношении маневрирования ресурсами, жесткая регламентация финансово-экономической деятельности" <18>.

<18> Кузнецова Т.В. Характеристики организационно-правовых форм медицинских организаций: Электронный научный журнал "Социальные аспекты здоровья населения": сайт. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/86/30/lang.ru/ (дата обращения: 04.03.2018).

Как уже указывалось ранее, некоммерческая медицинская организация может существовать и в такой форме, как автономная некоммерческая организация.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О некоммерческих организациях" <19> автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг, в том числе - в сфере здравоохранения.

<19> О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Согласно части 2 этой же статьи названного ФЗ автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Необходимо отметить, что указанные положения части 2 статьи 10 ФЗ "О некоммерческих организациях" несколько противоречат части 4 статьи 50 ГК РФ, в соответствии с которыми некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Как уже отмечалось, некоммерческие медицинские организации также могут быть созданы в виде фондов.

Из части 1 статьи 7 ФЗ "О некоммерческих организациях" усматривается, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Согласно части 2 статьи 7 данного Закона фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Частные медицинские организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме (индивидуальная предпринимательская деятельность, частные учреждения, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества и т.д.).

Так, согласно пункту 2 статьи 123.21 ГК РФ частным считается учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.23 ГК РФ частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

Из пункта 2 статьи 123.21 ГК РФ усматривается, что частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

В некоторых государствах постсоветского пространства приняты законодательные акты, регламентирующие частную медицинскую деятельность.

Например, согласно ст. 5 Закона Республики Таджикистан "О частной медицинской деятельности" <20> "частная медицинская организация создается в установленном законодательством порядке физическими и юридическими лицами Республики Таджикистан.

<20> О частной медицинской деятельности: Закон Республики Таджикистан от 02.12.2002 N 60 // СПС "Законодательство стран СНГ".

Физические и юридические лица иностранных государств, а также постоянно проживающие в Республике Таджикистан лица без гражданства могут в установленном законодательством порядке создавать частные медицинские организации, если в международно-правовых актах, признанных Республикой Таджикистан, не предусмотрены другие правила".

Единственное общее требование законодателя для российских частных предпринимателей в медицинской сфере - наличие лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и государственная регистрация в порядке, установленном нормами ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Отсутствие лицензии или регистрации у медицинской организации влечет за собой юридическую ответственность, предусмотренную нормами действующего законодательства.

Так, согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве" <21> при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

<21> О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (в ред. от 07.07.2015) // СПС "КонсультантПлюс".

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 235 УК РФ.

В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в ст. 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части ст. 171 УК РФ (п. 5 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ).

Как уже указывалось, исключения из порядка лицензирования установлены Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" медицинская деятельность на территории Центра осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности.

Указанные положения законодательства подкрепляются примерами из судебной практики.

Как отмечается в одном из судебных решений: "Получение лицензии медицинской организацией имеет целью не только документально-формальную фиксацию данного факта. При выдаче лицензии к лицензиату предъявляются определенные требования, соблюдение которых в дальнейшем подвергается многоуровневому контролю со стороны самой организации и уполномоченных на то органов.

В частности, проверяется: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг; соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет (п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291)" <22>.

<22> Решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 08.11.2013 по делу N 2-1715/2013 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 05.03.2018).

Согласно Апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 ноября 2015 года по делу N 33-10888/2015 <23>, вынесенному по результатам рассмотрения гражданского дела о признании незаконными действий ООО "Медицинский центр "..." по осуществлению медицинской деятельности без лицензии и запрете ООО "Медицинский центр "..." осуществления медицинской деятельности до получения лицензии по апелляционной жалобе ООО "Медицинский центр "..." на решение Кировского районного суда города Иркутска от 3 августа 2015 года, "...в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.

<23> Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19.11.2015 по делу N 33-10888/2015 // СудебныеРешения.рф: специализированный информационный ресурс для публикации решений судов общей юрисдикции. URL: http://old.xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/bsr/case/7678878 (дата обращения: 05.03.2018).

Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию в соответствии с настоящим Федеральным законом...

Установив, что ООО "Медицинский центр "..." незаконно осуществляет медицинскую деятельность без соответствующей лицензии, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора..."

Иногда отсутствие лицензии у медицинской организации устанавливается в ходе рассмотрения судом общей юрисдикции гражданско-правового иска пациента о ненадлежащем оказании медицинских услуг.

Так, в соответствии с одним из судебных решений "согласно ответу Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по ... области в реестре лицензий медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление медицинской деятельности, сведения о наличии у ООО "..." ... лицензии в каком бы то ни было статусе (действующей, переоформленной, аннулированной, приостановленной, возобновленной, прекращенной, с истекшим сроком, находящейся в проекте) отсутствуют. Лицензия N ... в указанном реестре не значится..." <24>.

<24> Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 05.11.2015 по делу N 2-3818/2015 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 05.03.2018).

Следует отметить, что согласно п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, договор, заключаемый с потребителем и исполнителем в письменной форме, должен содержать в том числе: номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дату ее регистрации, адрес места жительства и телефон организации, выдавшей лицензию медицинской организации.

Проанализировав сферу деятельности частных организаций здравоохранения, нетрудно заметить, что по большей части она ограничена оказанием лишь некоторых видов медицинской помощи (стоматологической, диагностической, в сфере косметологии, репродукционных технологий и некоторых других).

Нельзя не заметить наличие ряда проблем во взаимодействии частных и государственных (муниципальных) медицинских организаций.

Некоторые авторы отмечают, что "разграничение правового статуса медицинской организации и медицинского работника в зависимости от организационно-правовой формы является грубейшим нарушением норм действующего законодательства и может повлечь за собой нарушение прав граждан при оказании медицинской помощи с соответствующими юридическими последствиями" <25>.

<25> Павлова Ю.В., Шарков М.Б. Организационно-правовые проблемы взаимодействия частных и государственных медицинских организаций (на примере Ярославской области): Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения: сайт. URL: http://www.privatmed.ru/article/35/139/2141/ (дата обращения: 04.03.2018).

Нельзя не согласиться с тем, что частная медицинская организация, действующая в установленном законом порядке, имеет равные права с государственной (муниципальной) медицинской организацией.

Нами полностью разделяется мнение о том, что "развитие частного здравоохранения является более предпочтительным, чем оказание платных услуг в государственных учреждениях" <26>.

<26> Щербук Ю.А., Кадыров Ф.Н., Хайруллина И.С. Проблемы взаимодействия государственного и частного здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2008. N 2; Сейчас.Ру: сайт. URL: https://www.lawmix.ru/medlaw/10126 (дата обращения: 04.03.2018).

В ряде случаев государственные (муниципальные) организации здравоохранения выглядят явно "не на высоте" в сравнении с частными медицинскими организациями, в том числе - в части обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Так, согласно решению одного из судов общей юрисдикции пациент обратился с требованиями о взыскании с больницы морального вреда за нарушение его конституционного права на бесплатную медицинскую помощь, мотивируя их тем, что в больнице "...при проведении лечебно-диагностических манипуляций пациентов не обеспечивают бесплатными салфетками, полотенцами и бахилами. В то время как частные врачи обеспечивают пациентов указанными салфетками, полотенцами и бахилами.

На письменное обращение заведующая поликлиникой К. сообщила, что отсутствие связано с задержкой поставки.

Однако за последние 20 лет истец никогда их в больнице не видел. Данное нарушение конституционных прав приносит нравственные и физические страдания..." <27>.

<27> Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21.06.2017 по делу N 2-2623/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 18.01.2018).

В указанном судебном решении также отмечено, что "охрана здоровья граждан согласно определению, данному в пункте 2 статьи 2 Федерального закона... N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера...

Пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (п. 2 ч. 5 ст. 19 указанного Федерального закона)...

Согласно пункту 13.6 СанПиН... "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ... N 58, при проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема, пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы), в том числе разовым.

ГБУЗ РБ Клиническая больница N является организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, и обязана выполнять требования СанПиН..., в том числе п. 13.6. Следовательно, при проведении в условиях амбулаторно-поликлинического приема лечебно-диагностических манипуляций пациенты должны обеспечиваться одноразовыми бахилами..." <28>.

<28> Там же.

Кроме этого, в судебной практике имеются случаи, когда медицинские работники медицинских учреждений государственной формы собственности совершают общественно опасные деяния с использованием должностного положения, связанные с работой в частном сегменте здравоохранения.

Так, согласно приговору одного из судов врач, исполнявший обязанности заведующего отделением больницы, "...зарегистрировался в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, после чего согласно лицензии от ... года осуществлял медицинскую деятельность по оказанию медицинской помощи по... в частном кабинете ..." <29>.

<29> Приговор Шадринского районного суда Курганской области от 19.10.2015 по делу N 1-174/2015 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 04.03.2018).

После обращения к нему пациентки, страдающей кардиологическим заболеванием, врач, "...зная о незаконности своих требований, осознавая, что лечение ... условиях стационарного отделения больницы, в которой он работает, должно производиться бесплатно для пациента в соответствии со ст. 41 Конституции РФ ... потребовал ... передачи ему лично денег в сумме ... рублей за получение ею медицинских услуг в указанном лечебном учреждении...

"После осмотра ... она была госпитализирована в кардиологическое отделение ГБУ "... больница...". После этого ... в помещении палаты N кардиологического отделения ГБУ "... больница..." ... передала лично К. ... рублей ..." <30>.

<30> Там же.

Приговором суда врач признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ему назначено уголовное наказание.

На основании пунктов 9, 12 Постановления Государственной думы ФС РФ от 24.04.2015 "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", подп. 3 пункта 1 Постановления Государственной думы ФС РФ от 24.04.2015 "О порядке применения Постановления Государственной думы ФС РФ "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" он освобожден от отбывания наказания со снятием судимости.

Целесообразно также обратить внимание на судебную практику о возможности включения в трудовой стаж медицинских работников, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, времени работы в частных медицинских организациях.

Так, согласно одному из судебных решений: "В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста...

Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28))...

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений...

Принимая решение о работе в той или иной организации, работник самостоятельно осуществляет выбор правовых последствий указанной деятельности, в том числе принимает решение о том, что является для него предпочтительней - уровень заработной платы в коммерческой организации, превышающий зачастую заработную плату в учреждениях, иная нагрузка, иная организация и условия работы, чем в учреждениях здравоохранения, либо получение права на досрочное пенсионное обеспечение при работе в учреждении здравоохранения, предусмотренном Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781..." <31>.

<31> Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16.06.2015 по делу N 33-5839 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 04.03.2018).

В настоящее время отсутствуют общепризнанные критерии классификации медицинских организаций.

Возможно выделить внебольничные (в основном амбулаторно-поликлинические учреждения), больничные (стационарные или госпитальные учреждения), учреждения скорой и неотложной помощи, реабилитационные и санаторно-курортные учреждения" <32>.

<32> Печников А.П., Печникова О.Г. Проблемы определения правового статуса медицинской организации (историко-правовой и гражданско-правовой аспекты) // Вестник Удмуртского университета. 2012. N 2-2. С. 95.

На практике существует большое разнообразие организационно-правовых видов медицинских учреждений, в том числе:

<33> Малышева Е.И. Учреждения здравоохранения // Юридическая наука. 2013. N 1. С. 16.

Согласно Приказу Минздрава России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" выделяются:

Организационно-правовая форма медицинской организации влияет на различные аспекты ее деятельности (например, на определение стоимости платных медицинских услуг, которые она оказывает).

Так, согласно положениям письма Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 <34>, в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя.

<34> О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ: письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 // СПС "КонсультантПлюс".

Медицинские организации иных организационно-правовых форм (в том числе автономные учреждения) определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Гражданско-правовая ответственность некоторых из частных медицинских организаций некоторых организационно-правовых форм также имеет определенные особенности.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность (частный врач), несет имущественную ответственность всем принадлежащим ему имуществом.

Дискуссионным остается вопрос о необходимости принятия специального закона о медицинских организациях.

Некоторые авторы, например Г.В. Марьян, предлагают разработать и принять Федеральный закон "О медицинской организации" с целью объединения элементов административно-правового статуса медицинской организации в один законодательный акт <35>.

<35> Марьян Г.В. Организационно-правовые вопросы управления здравоохранением России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Марьян Гайк Всеволодович. Москва, 2002. 25 с. // Юридическая Россия: Федеральный правовой портал. URL: http://law.edu.ru (дата обращения: 01.07.2017).

В.В. Кизилов считает необходимым "четко определить в федеральном законе правовое положение государственных (муниципальных) медицинских учреждений" <36>.

<36> Кизилов В.В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Кизилов Вячеслав Владимирович. Ростов н/Д, 2005. 26 с. // dissercat - электронная библиотека диссертаций: сайт. URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 02.03.2018).

В этой связи заслуживает внимания опыт австрийского нормотворчества в указанной сфере.

Сегодня в Австрии действует десять законов о лечебных (больничных) учреждениях: один - общефедеральный и девять разработанных на его основе земельных законов <37>.

<37> Гуцул Н.Б. Система социального обеспечения и здравоохранения Австрии: проблемы и пути решения/ Н.Б. Гуцул. Москва: ООО "РИЦ "Профэко", 2001. С. 87.

В Казахстане деятельность медицинских организаций в различных сферах регламентируется соответствующими положениями, издаваемыми на уровне профильного министерства.

Так, например, Приказом и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 08.01.2014 N 3 утверждено Положение о деятельности медицинских организаций, оказывающих урологическую и андрологическую помощь <38>, Приказом и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 11.02.2014 N 78 - Положение о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих гастроэнтерологическую и гепатологическую помощь населению Республики Казахстан <39>.

<38> Об утверждении Положения о деятельности медицинских организаций, оказывающих урологическую и андрологическую помощь: Приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 08.01.2014 N 3. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12.02.2014 под N 9139 // СПС.
<39> Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих гастроэнтерологическую и гепатологическую помощь населению Республики Казахстан: Приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 11.02.2014 N 78. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27.03.2014 под N 9273 // СПС.

Как абсолютно верно подмечено А.С. Пиголкиным, "мелкотемье законов и, как результат, значительное увеличение их числа вовсе не нужно в государстве, заботящемся о законности, повышении авторитета права. Закон следует принимать не тогда, когда его можно принять, а когда нельзя не принять" <40>.

<40> Пиголкин А.С. Проблемы развития российского законодательства: Материалы международного семинара "Оценка законов и эффективности их принятия" / А.С. Пиголкин. Москва: Издание Государственной Думы, 2003 // СПС "КонсультантПлюс".

В свете этого тезиса является нецелесообразным принятие нового нормативно-правового акта по вопросам организации и деятельности рассматриваемых субъектов оказания медицинских услуг.

Вместе с тем подлежит обязательной корректировке ряд норм ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ГК РФ и иных нормативно-правовых актов, в которых раскрывается правовой статус медицинских организаций и особенности их функционирования.

  1. Особенности правового статуса медицинских организаций: проблемные вопросы и пути их разрешения.

Анализ некоторых правовых норм, касающихся деятельности медицинских организаций, позволяет выявить отдельные противоречия и недостатки действующего законодательства в рассматриваемой сфере, что требует его дальнейшего улучшения и совершенствования.

Например, согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе - медицинское обслуживание). Термин "коммерческие организации" определяется законодателем в пункте 1 статьи 50 ГК РФ: "организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности".

Бессмысленно отрицать, что эти положения являются достаточно логичными и правильными по правовой сути.

Однако может ли "медицинская организация" по своей юридической природе одновременно являться и "коммерческой", совместимы ли вообще данные юридические понятия?

По нашему мнению, с точки зрения этических и морально-нравственных позиций для медицины (как частной, так и государственной) абсолютно неприемлемо создание юридического лица не с первостепенной целью обеспечения реализации конституционного права граждан (пациентов) на охрану здоровья и медицинскую помощь, а для извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Вместе с тем медицинская организация обладает правом оказания платных медицинских услуг, что, бесспорно, в какой-то мере будет связано с получением доходов (но не как ключевого смысла ее функционирования).

По мнению автора, любая медицинская организация, принимая во внимание главную цель ее деятельности, все-таки имеет право на особенный статус, не позволяющий в полной мере отнести ее как к некоммерческим, так и к коммерческим образованиям подобного рода.

В нашем понимании договор оказания медицинских услуг, заключенный между медицинской организацией и пациентом (заказчиком) и устанавливающий ее обязанности по оказанию медицинской помощи, является особым видом публичного договора.

Однако далеко не во всех случаях медицинская организация, согласно общим правилам публичного договора, может оказывать медицинские услуги каждому, кто к ней обратится.

Вполне логично, что учреждение здравоохранения вправе (и даже обязано) отказаться от оказания медицинской услуги, которая по своей сути не только не полезна, но и опасна для пациента.

Ведь последний, не обладая специальными познаниями в сфере медицины, не всегда может правильно оценить сущность медицинской услуги, которую он хотел бы получить, и, соответственно, целесообразность и допустимость ее оказания.

Поэтому на медицинские организации не могут распространяться во всех случаях положения пункта 3 статьи 426 ГК РФ по поводу недопущения их отказа от оказания медицинских услуг при наличии возможности их предоставить.

Отказ медицинской организации от заключения договора оказания медицинских услуг возможно допустить лишь в случаях, когда:

В соответствии с пунктом 2 статьи 779 ГК РФ правила его главы 39 "Возмездное оказание услуг" применяются, кроме многих иных, и к договорам оказания медицинских услуг.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель (в том числе - медицинская организация) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Практическими работниками и учеными не раз указывалось на "ахиллесову пяту" подобного "обобщенного" подхода к гражданско-правовому регулированию различного рода услуг, принимая во внимание их весьма существенные различия.

Нетрудно заметить, что не все положения главы 39 ГК РФ могут быть применены к правоотношениям в рассматриваемой сфере.

Так, согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Поэтому реализация медицинской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 782 ГК РФ своего права на отказ от исполнения договора (если она имеет реальную возможность оказать медицинские услуги) неприемлема не только с нравственных позиций и правил медицинской этики, но и в свете того, что подобные действия грубо нарушают конституционные права граждан на охрану здоровья.

В законодательстве некоторых зарубежных стран не только недопустимым является немотивированный отказ от медицинской помощи, но даже особо оговариваются случаи ее вынужденной задержки.

Так, согласно статье 18 Закона Исландии о правах пациентов N 74/1997 от 28.05.1997: "если пациент должен ждать лечения, заинтересованный врач должен объяснить причины задержки и предоставить пациенту информацию о предполагаемом времени ожидания" (статья 18) <41>.

<41> Patients' Rights Act N 74/1997 (With amendments according to Acts 77/2000, 40/2007, 112/2008 and 55/2009) // http://www.althingi.is/lagas/nuna/1997074.html; http://eng.velferdarraduneyti.is/acts-of-Parliament/nr/20100.

Судебная практика также исходит из недопустимости необоснованного отказа медицинской организации в предоставлении пациенту медицинской услуги.

Так, 21 апреля 2015 года Дзержинским районным судом города Нижнего Тагила Свердловской области по делу N 2-592/2015 удовлетворен иск пациента о признании отказа в получении ему ортопедической помощи незаконным и понуждении ее оказания.

Согласно описательной части указанного решения: "...между пациентом и стоматологической поликлиникой заключены договоры на оказание стоматологических платных услуг, проведение услуг поручено врачу Н. ...

Уведомлением главного врача поликлиники договор, заключенный между поликлиникой и пациентом, расторгнут в связи с существенными изменениями пункта 1 договора и на основании ст. 782 ГК РФ. В качестве основания указали, что исполнить обязательства по протезированию не представляется возможным в связи с увольнением врача Н. ...

Не может быть принят во внимание довод ответчика, что в силу п. п. 1, 3 ст. 70 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" учреждение может отказать в предоставлении услуги в связи с тем, что все врачи учреждения отказались от предоставления услуг, о чем имеются их письменные заявления, поскольку не имеет правовых оснований и противоречит требованиям закона.

...любая медицинская организация, оказывающая медицинские услуги, вне зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы, в том числе медицинская организация, оказывающая только стоматологические услуги, не имеет права отказать пациенту в оказании медицинской помощи...

При этом не имеет правового значения - нарушает ли пациент общественный порядок, имеются ли конфликтные и неприязненные отношения с сотрудниками учреждения...

Исходя из изложенного, отказ в получении и оказании ортопедической помощи истцу со стороны ответчика является незаконным" <42>.

<42> Решение Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 21.04.2015 по делу N 2-592/2015 // СудебныеРешения.рф: специализированный информационный ресурс для публикации решений судов общей юрисдикции. URL: http://судебныерешения.рф/bsr/case/7295766 (дата обращения: 06.03.2018).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации N 115-О от 6 июня 2002 года "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации" <43>: "иное, т.е. признание права медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств, притом что у него имеется возможность оказать соответствующие услуги, не только приводило бы к неправомерному ограничению конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и означало бы чрезмерное ограничение (умаление) конституционной свободы договора для гражданина, заключающего договор об оказании медицинских услуг, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требования справедливости..."

<43> Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного суда Российской Федерации N 115-О от 06.06.2002 // СПС "КонсультантПлюс".

По сути, только объективная невозможность оказания медицинских услуг по договору или установление факта, что они принесут вред жизни (здоровью) пациента или могут содержать в себе неоправданный риск наступления подобных последствий, являются основанием для отказа исполнителя от выполнения своих обязательств.

В вышеуказанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 115-О от 6 июня 2002 года справедливо подчеркивается, что "специфика отношений по оказанию медицинских услуг, обусловленная их непосредственной связью с такими благами, как жизнь и здоровье, требует установления в рамках специального регулирования более детальных правил, регламентирующих предоставление гражданам медицинской помощи в различных формах".

Абсолютно нелогичными являются и положения статьи 780 ГК РФ, согласно которым если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Очевидным является то, что медицинская организация как одна из сторон договора явно не сможет лично выполнить какие-либо услуги, а оказывающий их медицинский работник как фактический исполнитель вообще не включен в указанные правоотношения (если он не является индивидуальным предпринимателем - частнопрактикующим врачом).

Кроме того, автору представляется достаточно интересным уже упоминавшийся опыт австрийского нормотворчества в части определения правового статуса больниц (лечебных учреждений).

Так, в настоящее время в Австрийской Республике действует 10 законов о лечебных (больничных) учреждениях: один - общефедеральный и 9 разработанных на его основе земельных законов; первый "Закон об больничных учреждениях Земли Вена" был принят в 1987 году, "Закон об больничных учреждениях Земли Каринтия" - в 1999 году <44>.

<44> Гуцул Н.Б. Там же. С. 87.

В России подобные законодательные акты отсутствуют; частично их функции выполняет Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 6 "Об утверждении Положений о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре" <45>.

<45> Об утверждении Положений о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре: Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 6 (в ред. от 14.11.1997) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 указанного Положения республиканская (краевая, областная, окружная) больница (далее - больница) является ведущим высококвалифицированным многопрофильным государственным медицинским учреждением административной территории; Положение о медицинском диагностическом центре утратило силу на основании Приказа Минздрава РФ от 14.11.1997 N 336.

В соответствии с пунктом 1.5 Положения деятельность больницы регламентируется законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями вышестоящих органов управления здравоохранением, уставом больницы как государственного учреждения здравоохранения и настоящим Положением.

Однако неясным в правовой плоскости остается статус больниц (медицинских учреждений) более низкого профильного уровня, а также специализированных медицинских учреждений.

Исключением из этого правила являются:

- Приказ Минздрава РФ от 28.07.1999 N 297 "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации" (вместе с Положением об организации деятельности гериатрического центра, Положением об организации деятельности гериатрической больницы (отделения), Положением об организации деятельности отделения медико-социальной помощи) <46>;

<46> О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации (вместе с Положением об организации деятельности гериатрического центра, Положением об организации деятельности гериатрической больницы (отделения), Положением об организации деятельности отделения медико-социальной помощи): Приказ Минздрава РФ от 28.07.1999 N 297 // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно п. п. 1.1 и 1.3 Положения об организации деятельности гериатрического центра (приложение N 2 к Приказу Минздрава России от 28.07.1999 N 297) гериатрический центр (далее - Центр) - учреждение здравоохранения, организуемое в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании с численностью населения от 300 тыс. человек. Центр предназначен для оказания специализированной стационарной и консультативно-диагностической медицинской помощи населению пожилого и старческого возрастов и лицам с признаками преждевременного старения организма, а также обеспечения организационно-методического руководства деятельностью медицинских, медико-социальных учреждений и специалистов по вопросам оказания гериатрической помощи.

Гериатрическая больница (гериатрическое отделение многопрофильной больницы) - учреждение (структурное подразделение учреждения) здравоохранения, организуемое в муниципальном образовании с численностью населения от 50 тыс. человек с учетом потребности в указанном виде медицинской помощи.

Больница (отделение) предназначается для оказания плановой гериатрической, в том числе специализированной, стационарной медицинской помощи, а также долечивания и медицинской реабилитации после проведения курса интенсивного лечения в стационарах (отделениях) иного профиля гражданам пожилого и старческого возрастов и лицам с признаками преждевременного старения организма (п. п. 1.1 и 1.2 Положения об организации деятельности гериатрической больницы (отделения)).

Отделение медико-социальной помощи (далее - отделение) - структурное подразделение амбулаторно-поликлинического учреждения или поликлинического отделения, специализированного диспансера и медико-санитарной части, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности.

Отделение организуется для оказания долговременной медицинской (диагностической, лечебной и реабилитационной) и медико-социальной помощи, преимущественно на дому, больным старших возрастных групп и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к передвижению и самообслуживанию (п. п. 1.1 и 1.2 Положения об организации деятельности отделения медико-социальной помощи).

- Приказ Минздравмедпрома РФ от 11.04.1995 N 92 "Об утверждении правил "Больницы психиатрические. Правила устройства, эксплуатации и охраны труда" <47>.

<47> Об утверждении правил "Больницы психиатрические. Правила устройства, эксплуатации и охраны труда": Приказ Минздравмедпрома РФ от 11.04.1995 N 92 // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с разделом I "Общие положения" указанных Правил они являются переработанным и дополненным изданием Правил устройства и эксплуатации психиатрических больниц, утвержденных Минздравом СССР 15.04.1977 N 06-6/91. Требования настоящих Правил являются обязательными для психиатрических больниц системы Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

- Типовое положение о доме ребенка, утвержденное Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2012 N 344н (далее - Типовое положение) <48>.

<48> Типовое положение о доме ребенка: Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2012 N 344н (зарегистрирован в Минюсте России 13.06.2012 под N 24543) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно п. 2 данного Типового положения дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, нормативно-правовые акты в части функционирования больничных учреждений являются разрозненными и неполными.

Вышеуказанные причины позволяют сделать вывод о необходимости разработки и принятия на федеральном уровне Закона РФ "О лечебных (больничных учреждениях)", на основании которого могут быть разработаны одноименные законы субъектами федерации.

Библиография Официальные документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации Федеральные законы

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2018) // СПС "КонсультантПлюс".

Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (в ред. от 28.12.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // СПС "КонсультантПлюс".

Об инновационном центре "Сколково": Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

Постановления Правительства Российской Федерации

О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (вместе с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"): Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (в ред. от 08.12.2016) // СПС "КонсультантПлюс".

Об утверждении критериев, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 907 // СПС "КонсультантПлюс".

Приказы и постановления министерств и ведомств

Об утверждении Положений о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре: Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 6 (редакция от 14.11.1997) // СПС "КонсультантПлюс".

Об утверждении правил "Больницы психиатрические. Правила устройства, эксплуатации и охраны труда": Приказ Минздравмедпрома РФ от 11.04.1995 N 92 // СПС "КонсультантПлюс".

О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации (вместе с Положением об организации деятельности гериатрического центра, Положением об организации деятельности гериатрической больницы (отделения), Положением об организации деятельности отделения медико-социальной помощи): Приказ Минздрава РФ от 28.07.1999 N 297 // СПС "КонсультантПлюс".

Об утверждении перечней федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.10.2010 N 938 // СПС "КонсультантПлюс".

Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования: Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (в ред. от 11.01.2017, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19998) // СПС "КонсультантПлюс".

Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг: Приказ ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ (в ред. от 24.12.2015, зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2011 N 21987) // СПС "КонсультантПлюс".

Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств": Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (в ред. от 25.05.2016, зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2012, N 24139) // СПС "КонсультантПлюс".

Типовое положение о доме ребенка: Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2012 N 344н (зарегистрирован в Минюсте России 13.06.2012 под N 24543) // СПС "КонсультантПлюс".

Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, требований к его оформлению, а также формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого заявления: Приказ ФНС России от 09.06.2014 N ММВ-7-14/316@ (в ред. от 12.09.2016, зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2014, N 32738) // СПС "КонсультантПлюс".

Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья: Приказ Росстата от 29.09.2017 N 646 // СПС "КонсультантПлюс".

Иные документы

О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ: письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 // СПС "КонсультантПлюс".

Нормативно-правовые акты иностранных государств

О частной медицинской деятельности: Закон Республики Таджикистан от 02.12.2002 N 60 // СПС "Законодательство стран СНГ".

Об утверждении Положения о деятельности медицинских организаций, оказывающих урологическую и андрологическую помощь: Приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 08.01.2014 N 3. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12.02.2014 под N 9139 // СПС.

Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих гастроэнтерологическую и гепатологическую помощь населению Республики Казахстан: Приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 11.02.2014 N 78. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27.03.2014 под N 9273 // СПС.

Patients' Rights Act N 74/1997 (With amendments according to Acts 77/2000, 40/2007, 112/2008 and 55/2009) // http://www.althingi.is/lagas/nuna/1997074.html; http://eng.velferdarraduneyti.is/acts-of-Parliament/nr/20100.

Судебная практика

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 115-О от 06.06.2002 // СПС "КонсультантПлюс".

О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (в ред. от 07.07.2015) // СПС "КонсультантПлюс".

Решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 08.11.2013 по делу N 2-1715/2013 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 05.03.2018).

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19.11.2015 по делу N 33-10888/2015 // СудебныеРешения.рф: специализированный информационный ресурс для публикации решений судов общей юрисдикции. URL: http://old.xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/bsr/case/7678878 (дата обращения: 05.03.2018).

Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 05.11.2015 по делу N 2-3818/2015 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 05.03.2018).

Приговор Шадринского районного суда Курганской области от 19.10.2015 по делу N 1-174/2015 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 04.03.2018).

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16.06.2015 по делу N 33-5839 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 04.03.2018).

Решение Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 21.04.2015 по делу N 2-592/2015 // СудебныеРешения.рф: специализированный информационный ресурс для публикации решений судов общей юрисдикции. URL: http://судебныерешения.рф/bsr/case/7295766 (дата обращения: 06.03.2018).

Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21.06.2017 по делу N 2-2623/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 18.01.2018).

Научная и учебная литература Книги, монографии, сборники

Гуцул Н.Б. Система социального обеспечения и здравоохранения Австрии: проблемы и пути решения / Н.Б. Гуцул. Москва: ООО "РИЦ "Профэко", 2001. С. 87.

Пиголкин А.С. Проблемы развития российского законодательства: Материалы международного семинара "Оценка законов и эффективности их принятия" / А.С. Пиголкин. Москва, издание Государственной Думы, 2003 // СПС "КонсультантПлюс".

Научные статьи в журналах и газетах

Косарев К.В. Субъекты гражданско-правовой ответственности за причинение вреда здоровью пациента / Косарев К.В. // Вестник Томского государственного университета. 2012. N 363. С. 131.

Кузнецова Т.В. Характеристики организационно-правовых форм медицинских организаций: Электронный научный журнал "Социальные аспекты здоровья населения": сайт. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/86/30/lang.ru/ (дата обращения: 04.03.2018).

Малышева Е.И. Учреждения здравоохранения // Юридическая наука. 2013. N 1. С. 16.

Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21.06.2017 по делу N 2-2623/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 18.01.2018).

Павлова Ю.В., Шарков М.Б. Организационно-правовые проблемы взаимодействия частных и государственных медицинских организаций (на примере Ярославской области): Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения: сайт. URL: http://www.privatmed.ru/article/35/139/2141/ (дата обращения: 04.03.2018).

Печников А.П., Печникова О.Г. Проблемы определения правового статуса медицинской организации (историко-правовой и гражданско-правовой аспекты) // Вестник Удмуртского университета. 2012. N 2-2. С. 95.

Щербук Ю.А., Кадыров Ф.Н., Хайруллина И.С. Проблемы взаимодействия государственного и частного здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2008. N 2; Сейчас.Ру: сайт URL: https://www.lawmix.ru/medlaw/10126 (дата обращения: 04.03.2018).

Диссертации и авторефераты диссертаций

Берилло М.С. Основания освобождения медицинской организации от ответственности за причинение вреда здоровью пациента: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Берилло Михаил Сергеевич. Томск, 2014. С. 14.

Кизилов В.В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Кизилов Вячеслав Владимирович. Ростов н/Д, 2005. 26 с. // dissercat - электронная библиотека диссертаций: сайт. URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 02.03.2018).

Марьян Г.В. Организационно-правовые вопросы управления здравоохранением России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Марьян Гайк Всеволодович. Москва, 2002. 25 с. // Юридическая Россия: Федеральный правовой портал. URL: http://law.edu.ru (дата обращения: 01.07.2017).