Мудрый Юрист

Особенности использования специальных знаний при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ

Носенок Екатерина Игоревна, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга.

Статья посвящена организации использования специальных знаний при осуществлении надзора в сфере жилищных прав граждан. Автор статьи рассказывает о положительном опыте участия специалистов в прокурорских проверках.

Ключевые слова: прокурор, специалист, прокурорский надзор, специальные знания, проверка, жилищные права граждан.

The peculiarities of application of specific knowledge for prosecutorial supervision over implementation of legislation in the sphere of housing and public utilities

E.I. Nosenok

Nosenok Ekaterina Igorevna, Senior Public Prosecutor, Division for Supervision over Observance of the Rights and Freedoms of a Person and National, Department for Supervision over Implementation of Federal Legislation, St. Petersburg Public Prosecutor's Office.

The article relates to the organization of using special knowledge for supervision over execution of housing rights of citizens. The author of the article tells about positive experience of participation of specialists in prosecutor's reviews.

Key words: public prosecutor, specialist, prosecutor's supervision, special knowledge, review, housing rights of citizens.

Надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства - важнейшее направление надзорной деятельности, охватывающее различные параметры качества жизни населения.

Как следует из Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 мая 2016 г. N 196-СФ "О докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2015 год" одной из задач органов прокуратуры является сосредоточение усилий на пресечении нарушений в области ЖКХ.

До настоящего времени не в полной мере решены проблемы изношенности жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, роста задолженности организаций ЖКХ перед поставщиками энергоресурсов и другие.

По мнению А. Ряховской, причина создавшегося положения заключается в том, что в процессе реформирования этой отрасли представление о ЖКХ было не как о социальной сфере жизнеобеспечения, а как об обычной предпринимательской деятельности, которая должна быть рентабельной <1>.

<1> См.: Ряховская А.Н. и др. Развитие финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве: Монография. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2013. С. 9.

Проанализируем работу органов прокуратуры в названной области, взаимодействие со специалистами при выработке той или иной правовой позиции на примере прокуратуры Санкт-Петербурга.

Необходимо отметить, что в Законе о прокуратуре нет норм, регламентирующих порядок привлечения специалистов органами прокуратуры, и не установлен механизм оплаты за предоставленные услуги, в связи с чем специалисты привлекаются по умолчанию безвозмездно на основании запроса в тот или иной орган государственной власти либо организацию с просьбой о выделении лица, обладающего специальными знаниями.

Интересно, что в действующем гражданском законодательстве встречаются нормы, определяющие порядок привлечения специалистов отдельными службами.

Так, ст. 96 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность привлечения к осуществлению действий по налоговому контролю, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, не заинтересованного в исходе дела, на договорной основе <2>.

<2> Письмом ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" утверждена форма договора об оказании услуг специалистом (подряда со специалистом).

При этом письмом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N Д28и-2972 установлено, что работы осуществляются специалистами в целях защиты интересов общества и государства, защиты личности, прав и свобод человека и гражданина, их нельзя квалифицировать как работы в качестве закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, при проведении контрольных мероприятий в рамках проведения налогового контроля положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применению не подлежат.

На время участия специалиста в проводимых прокуратурой мероприятиях ему, как правило, сохраняется заработная плата, а также обеспечивается возмещение иных расходов, компенсируемых при выполнении должностных обязанностей по месту постоянной работы.

Представляется, что возникающие на практике недоразумения, связанные с отвлечением специалистов от основной работы для участия в прокурорской проверке и оплатой их труда за счет работодателя, могут быть решены путем внесения изменений в Трудовой кодекс РФ или введения специалистов в штат органов прокуратуры.

Вернемся к безвозмездному использованию специальных знаний в сфере ЖКХ органами прокуратуры Санкт-Петербурга.

Прокуратура города на системной основе проводит проверки исполнения законодательства при лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) и их обслуживании.

При подготовке к таким проверкам осуществляется мониторинг средств массовой информации, анализируются сводный федеральный реестр лицензий, реестры лицензий Санкт-Петербурга и дисквалифицированных лиц, обращения граждан, организаций и их должностных лиц в правоохранительные и контролирующие органы города, судебная и административная практика, а также материалы доследственных проверок в области рассматриваемых правоотношений.

По состоянию на 1 декабря 2016 г. общий размер задолженности перед ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) составлял более 18 млн руб.

Основными причинами перечисления в адрес РСО денежных средств не в полном объеме являются: задолженность населения по оплате коммунальных услуг; неплатежи арендаторов и собственников нежилых помещений; нарушение сроков и объемов перечисления денежных средств, полученных от населения, исполнителями коммунальных услуг; несвоевременное выставление счетов населению за потребленный ресурс.

В связи с увеличением размера задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса за поставленные им ресурсы органы прокуратуры города принимают меры реагирования как в отношении управляющих компаний, так и в отношении органов исполнительной власти. При этом проверочные мероприятия в сфере ЖКХ проводятся в основном с привлечением специалистов (исключения составляют документарные прокурорские проверки).

Так, в ходе документарной проверки соблюдения требований жилищного законодательства при реализации полномочий по формированию фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении МКД, расположенных на территории Московского района, прокуратура названного района установила, что администрацией района не приняты меры по формированию фонда капитального ремонта МКД, в связи с чем в адрес главы администрации района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

В этом случае речь идет исключительно о юридической проверке, проводимой в рамках применения закона на практике.

Иначе дело обстоит при проверках обслуживания лифтового и газового оборудования, расходования денежных средств собственников МКД управляющими компаниями и т.д.

С привлечением специалистов, сотрудников Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга прокуратура Приморского района проверила деятельность товарищества собственников недвижимости "Туристская 18 корпус 1" (далее - ТСН) при расходовании денежных средств собственников дома.

По результатам проверки сотрудники Инспекции подготовили мотивированное заключение о нецелевом расходовании председателем и иными должностными лицами ТСН более 313 тыс. руб. товарищества, чем причинен имущественный ущерб собственникам помещений дома в крупном размере.

Материалы проверки, подтверждающие наличие в действиях должностных лиц ТСН признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 165 УК РФ, прокуратурой района в порядке ст. 37 УПК направлены для принятия процессуального решения в органы полиции.

В ходе проверок исполнения жилищного законодательства при обслуживании инженерной инфраструктуры газового и лифтового оборудования, установленного в МКД, проведенных с участием специалистов Инспекции и Северо-Западного управления Ростехнадзора, выявлены многочисленные нарушения в деятельности обслуживающих жилищный фонд города организаций.

Например, специалисты, привлеченные прокурором Василеостровского района, установили факты использования ООО "Управляющая компания "Мир" лифтового оборудования, отработавшего срок службы и эксплуатируемого без освидетельствования.

По итогам проверки в адрес генерального директора организации внесено представление, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП.

В действиях ООО "Возрождение" с участием специалистов выявлены факты оплаты работ ООО "ПетербургГаз" за обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования без проверки фактического исполнения и подписания актов приемки работ.

Выявленные нарушения устранены по представлению прокуратуры района.

Специалисты, привлеченные прокуратурой Адмиралтейского района, в деятельности ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" выявили факты нарушения норм и правил при техническом обслуживании лифтов, которые также были устранены по представлению прокурора района (проведены повторные осмотры лифтов и замена изношенного оборудования), виновные должностные лица привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП.

Таким образом, с учетом большого числа объектов и субъектов надзора, в деятельности и решениях которых могут быть нарушения законов, необходим продуманный подход к планированию проверок; прокурор должен использовать наиболее экономичные, целесообразные средства и методы, применение которых обеспечит результативность деятельности <3>. Думается, что к такому средству можно отнести использование прокурором специальных знаний.

<3> См.: Методика и тактика проведения прокурорской проверки: Учебное пособие / Под ред. О.Н. Коршуновой; Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014.

Использование прокурором знаний специалиста в сфере ЖКХ необходимо не только для обоснования правовой позиции, но и для устранения допущенных нарушений жилищных прав граждан, причин и условий, им способствующих. При этом законодательного закрепления требуют как порядок и форма привлечения прокурором специалиста, так и пределы ответственности такого лица при осуществлении совместной работы.

Полагаем, что уведомление лица о проводимом прокурором мероприятии должно содержать информацию:

о сроках проведения прокурорской проверки, ее основаниях (поручение вышестоящего прокурора, обращение, др.);

вопросах, подлежащих проверке;

правах и обязанностях привлекаемого лица, его ответственности;

сроках подготовки итогового документа (заключения);

возможности ознакомления с актом проверки прокурора и правом на его обжалование.

К формам привлечения прокурором специалиста можно отнести:

совместное проведение выездной либо документарной проверки;

проведение проверки по письменному требованию прокурора с ответом на определенные вопросы.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательное закрепление правового механизма использования знаний специалистов прокурором и последующее применение таких знаний обеспечат достижение целей как отдельного проверочного мероприятия, так и прокурорского надзора.

Пристатейный библиографический список

  1. Коршунова О.Н. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: Учебное пособие. Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014.
  2. Ряховская А.Н. и др. Развитие финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве: Монография. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2013.