Мудрый Юрист

Администратор суда vs председатель суда: изучаем реалии и законопроекты

Колоколов Никита Александрович, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского педагогического университета (МПГУ), доктор юридических наук.

Авторы Предложений по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменений нормативных актов в целях их реализации, разработанных Институтом проблем правоприменения, считают, что председателя суда следует разгрузить от элементарной административной деятельности, что это под силу администратору суда. Государственно-правовое управление администрации Президента РФ разработало ряд законопроектов, определяющих статус администратора суда <*>. Предлагаем критический анализ некоторых этих предложений и законопроектов.

<*> Пакет законопроектов Администрацией Президента РФ направлен для изучения в заинтересованные ведомства 5 февраля 2018 г.

Ключевые слова: судебная власть, судебная система, судебная деятельность, управление (администрирование) в суде, администратор суда.

Judicial Administrator vs Presiding Judge: Study of Realias and Bills

N.A. Kolokolov

Kolokolov Nikita A., Professor of the Department of Criminal and Legal Disciplines of the Moscow State University of Education (MSPU), Doctor of Law.

The authors of the Proposals for Improvement of the Judicial System of the Russian Federation and Amendments of Statutory Acts for Their Implementation developed by the Institute for the Rule of Law believe that a presiding judge needs to be released of elementary administrative activities as they can be performed by a judicial administrator. The State and Legal Department of the Presidential Administration of the Russian Federation has developed a number of bills defining the judicial administrator status <**>. We offer a critical analysis of some of these proposals and bills.

<**> On February 5, 2018, the Presidential Administration filed a package of bills to the interested departments for review.

Key words: judicial power, judicial system, judicial activities, judicial management (administration), judicial administrator.

О судебной власти <1>, правосудии <2>, судебных системах, их совершенствовании <3> и самосовершенствовании <4> написано очень много. В то же время есть тема, о которой в наши дни говорят преимущественно только правозащитники: речь идет о статусе таких фигур, как "председатель суда" и "администратор суда".

<1> См.: Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномена в логосе. М.: ИГ "Юрист", 2005; Его же. Судебная власть: от лозунга к пониманию реальности. М.: ИГ "Юрист", 2010. По данной тематике изданы даже учебники: Воскобитова Л.А. Теоретические основы судебной власти. М., 2017; Теория судебного права и организации судебных систем / Под ред. А.А. Клишаса. М., 2017.
<2> Дорошков В.В. Состояние современного правосудия. М., 2016.
<3> Колоколов Н.А., Павликов С.Г. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и организации судебной деятельности в федеративном государстве. М., 2007.
<4> Колоколов Н.А. Самосовершенствование судебной системы в законодательных инициативах Верховного Суда РФ. М.: ИГ "Юрист", 2007.

Институт проблем правоприменения разработал Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации (далее - Предложения) <5>. Авторы данного документа предлагают "изменить порядок назначения председателя судов - ввести процедуру выборов или выдвижения кандидата в председатели коллективом суда на основе рейтингового голосования коллектива суда". В текущий момент уже на уровне законодательных инициатив рассматривается вопрос о передаче к 1 января 2019 г. административных полномочий председателя суда администратору этого суда.

<5> В числе авторов Предложений, в частности, указаны: В.И. Волков, Л.А. Воскобитова. Документ опубликован на сайте МАСП.

Председатель суда.

Институт "председатель суда" - национальный российский судоустройственный феномен. Его генезис и трансформация в исключительно авторитетную фигуру, играющую крайне важную роль в судебной, в том числе и процессуальной, деятельности обусловлены целым рядом факторов.

Современной России суд достался со времен СССР, в котором все основные вопросы кадрового и материального обеспечения решали партийные органы, делегировавшие часть своих функций Министерству юстиции СССР, его территориальным органам, а также органам местной власти. При таких обстоятельствах в организации правосудия личная роль председателей суда, как районных, так и региональных, была не столь значительной, как это имеет место в наши дни.

"Партийное руководство" судами кануло в вечность в 1991 г. Для Министерства юстиции РСФСР, к которому автоматически перешли все функции партийных органов по руководству судами, судебная система оказалась пасынком, ибо и собственных проблем у юстиции хватало. Данное обстоятельство спровоцировало последующую полную автономизацию системы судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, при котором для решения большинства вопросов ресурсного обеспечения был создан Судебный департамент.

В результате данных преобразований перед председателями судов уровня субъекта Российской Федерации, председателями районных судов встали следующие насущные задачи:

Сказанное означает, что от председателя суда требуются качества хозяйственника, администратора, кадровика. При этом с него никто не снимал обязанностей по процессуальному руководству судебной деятельностью, ибо председатель суда региона - глава президиума - высшей территориальной кассационной инстанции.

Нельзя сбрасывать со счетов и представительскую функцию председателя суда субъекта Федерации на региональном уровне, что в плане организации судебной деятельности имеет весьма важное значение.

Альтернативу личности председателя суда авторы Предложений видят в явно неравнозначной фигуре администратора суда.

Поэтому, прежде чем ломать институт "председателя суда" в том виде, в каком он сложился и существует, нужно создать другой, равноценный, реально работающий институт взамен.

Администратор суда.

Должность администратора суда возникла в системе арбитражных судов и была обусловлена отсутствием организационного обеспечения со стороны Судебного департамента при Верховном Суде РФ. При этом администратор являлся и руководителем аппарата арбитражного суда.

Федеральным конституционным законом (далее - ФКЗ) от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ этот подход был изменен: в ст. 45 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" было закреплено, что руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет председатель соответствующего суда.

В настоящее время положения об администраторах судов закреплены в Федеральном законе (далее - ФЗ) "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" (п. 1 и 2 ст. 17).

Сравнение типовых должностных регламентов администратора суда общей юрисдикции и арбитражного суда (утв. Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22 августа 2006 г. N 80 и от 6 ноября 2014 г. N 232 соответственно) показывает, что их полномочия отличаются незначительно.

Следует определить и унифицировать статус и функции администратора суда, с тем чтобы его полномочия по взаимодействию с государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда не могли быть поставлены под сомнение.

Концепция реформирования института администраторов федеральных судов общей юрисдикции (одобрена Постановлением Совета судей Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. N 314).

Изменения в ФКЗ.

Вносится проект ФКЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В данном случае речь идет обо всех судоустройственных законах России. Согласно пояснительной записке данным законопроектом предусматриваются освобождение председателя областного (равного ему) суда от решения вопросов, связанных с организационным обеспечением деятельности суда и передача полномочий по решению таких вопросов руководителю аппарата - администратору соответствующего суда.

В соответствии с действующим законодательным регулированием вопросы общего руководства деятельности судов, вопросы о назначении на должность и освобождении от должности работников аппарата суда, решения об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности относятся к полномочиям председателя суда.

Предлагается, в частности:

Внести в ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" следующие изменения:

Дополнить ФКЗ:

"Статья 44.1. Руководитель аппарата - администратор суда

  1. Руководитель аппарата - администратор суда (далее - администратор суда) руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, предусмотренные ФЗ от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ".
  2. При реализации функций организационного обеспечения деятельности суда по осуществлению правосудия администратор суда руководствуется распоряжениями председателя соответствующего суда.
  3. Назначение и освобождение от должности администратора суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего арбитражного суда".

Пункты 2, 7 ст. 45 ФКЗ изложить в следующей редакции:

"2. Руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет руководитель аппарата - администратор соответствующего арбитражного суда".

"7. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего суда в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период".

Дополнить ФКЗ п. 8.1:

"8.1. Назначение и освобождение от должности работников аппарата арбитражного суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего арбитражного суда".

Внести в ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" следующие изменения:

Дополнить ФКЗ ст. 31.1:

"Статья 31.1. Руководитель аппарата - администратор суда

  1. Руководитель аппарата - администратор суда (далее - администратор суда) руководит аппаратом суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности суда, предусмотренные ФЗ от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ".
  2. При реализации функций организационного обеспечения деятельности суда по осуществлению правосудия администратор суда руководствуется распоряжениями председателя соответствующего суда.
  3. Назначение и освобождение от должности администратора арбитражного суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего суда".

В статье 32 ФКЗ ч. 1 изложить в следующей редакции:

"1. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется администратору суда".

Дополнить эту статью ч. 3 следующего содержания:

"3. Назначение и освобождение от должности работников аппарата суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего суда".

Внести в ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" следующие изменения, в частности:

В статье 33 ч. 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2. Руководство деятельностью аппарата военного суда осуществляет руководитель аппарата - администратор соответствующего военного суда.

  1. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, Судебным департаментом по согласованию с председателем соответствующего военного суда".

В статью 34:

"Статья 34. Руководитель аппарата - администратор военного суда

  1. Руководитель аппарата - администратор военного суда (далее - администратор военного суда)
  2. осуществляет руководство деятельностью аппарата военного суда, принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда..."

"10) при реализации функций организационного обеспечения деятельности суда по осуществлению правосудия администратор суда руководствуется распоряжениями председателя соответствующего военного суда".

"2. Администратор военного суда осуществляет свои полномочия под руководством соответствующего подразделения Судебного департамента".

Внести в ФКЗ от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" следующие изменения, в частности:

"Статья 37.1. Руководитель аппарата федерального суда общей юрисдикции - администратор федерального суда общей юрисдикции

  1. Руководитель аппарата - администратор суда (далее - администратор суда) руководит аппаратом соответствующего федерального суда общей юрисдикции, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов соответствующего федерального суда общей юрисдикции, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности соответствующего суда, предусмотренные ФЗ от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ".
  2. При реализации функций организационного обеспечения деятельности суда по осуществлению правосудия администратор суда руководствуется распоряжениями председателя соответствующего суда.
  3. Назначение и освобождение от должности администратора суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции".

В статье 38 ч. 2 и 4 изложить в следующей редакции:

"2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляет администратор соответствующего федерального суда общей юрисдикции".

"4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего суда в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период".

Предполагается, что ФКЗ вступит в силу с 1 января 2019 г.

Изменения в ФКЗ.

Вносится проект ФКЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В данном случае речь идет обо всех судоустройственных законах России. Согласно пояснительной записке данным законопроектом предусматривается освобождение председателя областного (равного ему) суда от решения вопросов, связанных с организационным обеспечением деятельности суда, и передача полномочий по решению таких вопросов руководителю аппарата - администратору соответствующего суда.

В соответствии с действующим законодательным регулированием вопросы общего руководства деятельности судов, вопросы о назначении на должность и освобождении от должности работников аппарата суда, решения об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности относятся к полномочиям председателя суда.

Предлагается, в частности:

Внести в ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" следующие изменения:

Дополнить ФКЗ:

"Статья 44.1. Руководитель аппарата - администратор суда

  1. Руководитель аппарата - администратор суда (далее - администратор суда) руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, предусмотренные ФЗ от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ".
  2. При реализации функций организационного обеспечения деятельности суда по осуществлению правосудия администратор суда руководствуется распоряжениями председателя соответствующего суда.
  3. Назначение и освобождение от должности администратора суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего арбитражного суда".

Пункты 2, 7 ст. 45 ФКЗ изложить в следующей редакции:

"2. Руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет руководитель аппарата - администратор соответствующего арбитражного суда".

"7. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего суда в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период".

Дополнить ФКЗ п. 8.1:

"8.1. Назначение и освобождение от должности работников аппарата арбитражного суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего арбитражного суда".

Внести в ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" следующие изменения:

Дополнить ФКЗ ст. 31.1:

"Статья 31.1. Руководитель аппарата - администратор суда

  1. Руководитель аппарата - администратор суда (далее - администратор суда) руководит аппаратом суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности суда, предусмотренные ФЗ от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ".
  2. При реализации функций организационного обеспечения деятельности суда по осуществлению правосудия администратор суда руководствуется распоряжениями председателя соответствующего суда.
  3. Назначение и освобождение от должности администратора арбитражного суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего суда".

В ст. 32 ФКЗ ч. 1 изложить в следующей редакции:

"1. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется администратору суда".

Дополнить эту статью ч. 3 следующего содержания:

"3. Назначение и освобождение от должности работников аппарата суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего суда".

Внести в ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" следующие изменения, в частности:

В ст. 33 ч. 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2. Руководство деятельностью аппарата военного суда осуществляет руководитель аппарата - администратор соответствующего военного суда.

  1. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период Судебным департаментом по согласованию с председателем соответствующего военного суда".

В ст. 34:

"Статья 34. Руководитель аппарата - администратор военного суда

  1. Руководитель аппарата - администратор военного суда (далее - администратор военного суда)
  2. осуществляет руководство деятельностью аппарата военного суда, принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда..."

"10) при реализации функций организационного обеспечения деятельности суда по осуществлению правосудия администратор суда руководствуется распоряжениями председателя соответствующего военного суда".

"2. Администратор военного суда осуществляет свои полномочия под руководством соответствующего подразделения Судебного департамента".

Внести в ФКЗ от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" следующие изменения, в частности:

"Статья 37.1. Руководитель аппарата федерального суда общей юрисдикции - администратор федерального суда общей юрисдикции

  1. Руководитель аппарата - администратор суда (далее - администратор суда) руководит аппаратом соответствующего федерального суда общей юрисдикции, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов соответствующего федерального суда общей юрисдикции, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности соответствующего суда, предусмотренные ФЗ от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ".
  2. При реализации функций организационного обеспечения деятельности суда по осуществлению правосудия администратор суда руководствуется распоряжениями председателя соответствующего суда.
  3. Назначение и освобождение от должности администратора суда осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции".

В статье 38 ч. 2 и 4 изложить в следующей редакции:

"2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляет администратор соответствующего федерального суда общей юрисдикции".

"4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего суда в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период".

Предполагается, что ФКЗ вступит в силу с 1 января 2019 г.

Изменения в ФЗ "О Судебном департаменте":

Предлагается внести изменения в ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что цель его принятия - освобождение председателя областного (равного ему) суда от решения вопросов, связанных с организационным обеспечением деятельности суда, и передача полномочий по решению таких вопросов руководителю аппарата - администратору соответствующего суда.

В соответствии с действующим законодательным регулированием вопросы общего руководства деятельности судов, вопросы о назначении на должность и освобождении от должности работников аппарата суда, решения об их поощрении и о привлечении к дисциплинарной ответственности относятся к полномочиям председателя суда.

Законопроектом предлагается передать эти полномочия Судебному департаменту при Верховном Суде РФ.

Вместо прежней должности администратора суда вводится новая должность руководителя аппарата - администратора суда и устанавливаются его полномочия.

В соответствии с законопроектом руководитель аппарата - администратор и работники аппарата судов назначаются на должность и освобождаются от должности начальником соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по согласованию с председателем соответствующего суда, а руководитель аппарата - администратор и работники аппарата районного суда - начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации по согласованию с председателем районного суда.

В законопроекте содержатся положения, определяющие статус работников аппарата суда как федеральных государственных гражданских служащих. При этом работники аппарата суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Внесение предлагаемых изменений в ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" будет способствовать совершенствованию деятельности судов по обеспечению правосудия.

Предлагаются следующие изменения:

Подпункт 4 п. 1 ст. 16 изложить в следующей редакции:

(Начальник управления Судебного департамента в пределах своей компетенции) назначает на должность и освобождает от должности работников управления, руководителей аппарата - администраторов и работников аппаратов районных судов по согласованию с председателем районного суда.

Статьи 17 и 18 ФЗ изложить в следующей редакции:

"Ст. 17. Руководитель аппарата - администратор суда

  1. Организационное обеспечение деятельности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда осуществляет аппарат соответствующего суда, возглавляемый руководителем аппарата - администратором соответствующего суда.
  2. Руководитель аппарата - администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда (далее - руководитель аппарата - администратор суда)) осуществляет свои полномочия под руководством соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с председателем суда, а администратор районного суда - под руководством соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с председателем районного суда".

Статья 18. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя аппарата администратора суда

"1. Руководитель аппарата - администратор суда назначается на должность и освобождается от должности начальником соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по согласованию с председателем соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления Судебного департамента по согласованию с председателем районного суда.

  1. Руководитель аппарата - администратор суда при реализации функций организационного обеспечения деятельности суда по осуществлению правосудия руководствуется распоряжениями председателя соответствующего суда".

В ст. 19:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Полномочия руководителя аппарата администратора суда

б) абз. 1 изложить в следующей редакции:

"Руководитель аппарата - администратор суда";

в) подп. 1 изложить в следующей редакции:

"1) руководит деятельностью аппарата суда, принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний".

Дополнить ФЗ ст. 19.1:

"Статья 19.1. Аппарат суда

  1. Аппарат верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда (далее - аппарат суда) осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется руководителю аппарата - администратору соответствующего суда.
  2. Аппарат суда выполняет следующие функции:
  3. организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
  4. принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату пошлин и сборов;
  5. содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
  6. ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде, осуществляет хранение дел и документов;
  7. изучает и обобщает судебную практику;
  8. проводит информационно-справочную работу;
  9. ведет статистический учет в сфере деятельности суда;
  10. организует работу по обращению к исполнению судебных актов суда;
  11. обеспечивает отбор кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел.
  12. Положение об аппарате суда утверждается Судебным департаментом.
  13. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются Судебным департаментом по согласованию с председателем соответствующего суда в пределах общей численности работников аппаратов судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
  14. Работники аппарата суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
  15. Работники аппарата суда назначаются на должность и освобождаются от должности начальником соответствующего структурного подразделения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем соответствующего суда, а администратор районного суда и работники аппарата районного суда - начальником управления Судебного департамента по согласованию с председателем районного суда.
  16. Права и обязанности работников аппарата суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Указанным работникам аппарата суда присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.
  17. Права и обязанности работников аппарата суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством Российской Федерации".

Предполагается, что данный Закон вступит в силу с 1 января 2019 г.

Основные научно-практические выводы:

  1. Председатель суда любого уровня в наши дни буквально перегружен внутренней административной работой.
  2. Принятие перечисленных законопроектов (а это уже дело решенное), безусловно, будет способствовать разгрузке председателя в области внутренней административной работы.

Литература

  1. Колоколов Н.А. Анализируем очередные предложения по совершенствованию судебной системы / Н.А. Колоколов // Мировой судья. 2018. N 4.