Мудрый Юрист

Особенности объективной стороны терроризма

В. Емельянов, доцент кафедры уголовного права Современного гуманитарного университета.

В литературе, комментирующей состав терроризма, традиционно указывается, что его объективная сторона выражается в двух видах деяний: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, или 2) угроза совершения таких действий.

Такая характеристика объективной стороны терроризма в определенной мере приемлема для того варианта состава, который имеет место в ст. 205 УК РФ и ст. 271 УК Туркменистана. Однако в УК Республики Беларусь эти формы уже разбиты на два состава, предусматривающих ответственность за терроризм (ст. 289) и угрозу совершением акта терроризма (ст. 290). Более того, есть специальный состав, устанавливающий отдельно ответственность за международный терроризм (ст. 126) и содержащий признаки гораздо более широкого круга деяний.

Следует заметить, что цели актов терроризма нельзя рассматривать как исключительно субъективные моменты этих деяний, поскольку реализация таких целей объективируется вовне путем реальных действий - создания обстановки страха, предъявления конкретных требований, понуждения к их выполнению. Цель не может быть достигнута без выполнения реальных действий, направленных на ее реализацию.

Объектом посягательства для террористов является деятельность государственных органов, международных организаций, физических или юридических лиц, на которых они стремятся воздействовать путем устрашения населения общеопасными деяниями, которые выступают для террористов не в качестве основных, а в качестве вспомогательных, в качестве способа совершения основного действия в этом сложном преступлении - понуждения к принятию какого-либо решения или отказу от него. Поэтому совершенно правильно в одном из Комментариев к УК РФ указывается на следующие особенности терроризма: "Террористические действия могут быть разнообразны, но всех их объединяет два общих элемента. Во-первых, они направлены на подрыв государственной власти и, во-вторых, создают у населения чувство страха и беспомощности, возникающих под влиянием организованного и жестокого насилия" <*>.

<*> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. доктор юридических наук, профессор А.В. Наумов. М., Юристъ, 1997, с. 492 - 493.

Таким образом, охарактеризовать объективную сторону терроризма без учета субъективных моментов невозможно, поскольку объективная сторона тесно связана с его субъективной стороной. Эта связь есть при совершении любого преступления, поскольку "субъективная сторона порождает, направляет и регулирует объективную сторону преступления". "Будущая объективная сторона преступления, - отмечает В. Кудрявцев, - в идеальной форме складывается в сознании лица и затем в той или иной мере осуществляется в действительности. Выбор преступником объекта посягательства, времени, места совершения преступления и средств к достижению преступной цели определяет и объективную сторону его поведения. Объективная сторона служит практическим осуществлением преступных намерений субъекта. Особенно наглядно это видно в тех умышленных преступлениях, которые совершаются по заранее намеченному плану" <*>. Таким особенно наглядным преступлением и является терроризм.

<*> Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. Госюриздат, 1960, с. 12 - 14.

Так в чем же выражается объективная сторона терроризма как преступления, совершаемого в реальной действительности? Объективную сторону любого преступления, независимо от того, как его признаки сформулированы в составе, образуют деяние (действие или бездействие), последствия, причинная связь между деянием и последствием, время, место, способ, обстановка совершения преступления. Подразделить их на признаки обязательные и факультативные можно лишь применительно к составу преступления, но не к преступлению как реальному явлению, которому они все имманентно присущи.

Для каждого акта терроризма как явления реальной действительности прежде всего характерна многообъектность (полиобъектность) посягательства. В сущности здесь посягательство осуществляется на единый полиобъект, что связано с единством и соподчиненностью деяний, свойственных этому составному преступлению, и наступлением многих последствий.

Наличие единого полиобъекта актов терроризма порождает и единое полипоследствие этого преступления. Оно может содержать различные комбинации находящихся между собой в неразрывном единстве конкретных ущербов в виде фактически наступившего вреда и в виде создания опасности.

Если акт терроризма сопряжен с реальным выполнением общеопасных действий, то здесь возможны такие варианты последствий, входящих в единое последствие.

В результате совершения насильственных действий наступают, соответственно, последствия в виде реального причинения вреда жертвам, имущественного ущерба. Но этим последствия насильственных действий, входящих в структуру акта терроризма, не исчерпываются, поскольку данные действия совершаются не ради них самих и таят в себе угрозу их повторения, а значит, опасность наступления новых подобных последствий. Последствие здесь имеет как бы две стороны - реальное наступление вреда и реальная опасность наступления такого же вреда в будущем. Именно эта двойственность последствий общеопасных действий порождает последствие акта терроризма - возникновение обстановки страха среди населения или социальных групп, не имеющих прямого отношения ни к совершенному действию, ни к адресатам воздействия террористов.

Указанное последствие, как правило, наступает реально, но не исключены случаи, когда расчеты террористов на устрашение населения могут не оправдываться, и тогда последствие будет иметь место в виде реальной опасности его наступления. Последствия акта терроризма могут состоять как в реальной опасности наступления того вреда, который стремятся причинить террористы, так и в реальном наступлении вреда в случае удовлетворения их требований.

Что касается актов терроризма, сопряженных с угрозой совершения общеопасных действий, то здесь по сравнению с вышеуказанной комбинацией ущербов разница состоит лишь в последствиях от первоначального действия. Она выражается лишь в опасности наступления последствий в виде невинных жертв или имущественного вреда.