Мудрый Юрист

О праве на пенсию по случаю потери кормильца в связи с постановлением конституционного суда России от 5 декабря 2017 г. № 36-п

Чирков С.А., кандидат юридических наук, начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсий ПФР.

Конституционный Суд Российской Федерации <1> играет уникальную роль в разрешении различного рода правовых проблем, в том числе социального характера. В нашей стране он осуществляет конституционное правосудие, целью которого является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России. Иными словами, КС РФ - это "охранитель" Конституции.

<1> Далее по тексту статьи для удобства восприятия может именоваться - КС РФ или Суд.

В силу Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <2> решения КС РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

<2> Далее - Закон N 1-ФКЗ.

На основании статьи 79 Закона N 1-ФКЗ решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Решение Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании КС РФ, вступает в силу немедленно после его провозглашения, а постановление Суда, принятое в установленном порядке без проведения слушания, - со дня его опубликования.

Нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Из этого следует, что с момента вступления в силу решения КС РФ о признании неконституционным нормативного правового акта или его отдельных положений для реализации соответствующих норм субъектами права, правоприменительными органами не имеется оснований. Юридическая сила постановления Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

По существу, решения КС РФ при определенных обстоятельствах можно отнести к источникам права в целом и пенсионного права в частности, особенно если под источниками права понимать все юридически оформленные результаты правотворческой деятельности государства (все правовые нормы и предписания), регулирующие соответствующие общественные отношения. В первую очередь речь идет о решениях КС РФ, в которых законы признаются неконституционными и утрачивают силу.

В целом такие решения реально участвуют в процессе правового регулирования, влияют на права граждан, формируют правоприменительную практику и часто направлены на изменение законодательства. В конечном итоге для практики принципиально важно не то, можно ли отнести решения КС РФ с полным основанием к источникам права, а то, может ли какой-либо государственный орган, включая суд, или должностное лицо при решении конкретного дела, относящегося к его компетенции, сослаться непосредственно на решение КС РФ. На такой вопрос при установлении пенсии может быть получен утвердительный ответ.

Анализ деятельности Суда показывает, что социальные вопросы часто являются предметом конституционного контроля. Это обусловлено значимостью права на социальное обеспечение для граждан, его неразрывной взаимосвязью с правом на жизнь. При этом право на пенсионное обеспечение является важнейшей и основополагающей составной частью права на социальное обеспечение, в связи с чем условия предоставления права на пенсию являются крайне важными и затрагивают интересы всех граждан нашей страны.

Жизнь показывает, что без постановлений и определений КС РФ нормы пенсионного права выглядели бы несколько по-другому. Достаточно вспомнить важнейшие решения Суда по вопросам: ретроспективного применения норм пенсионного законодательства; выплаты пенсий за границу; установления пенсии с учетом начисленных, а не уплаченных страховых взносов в ПФР; предоставления права на досрочную страховую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене в учреждениях (организациях) независимо от формы собственности последних; возникновения права на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к ней) у военных пенсионеров, работавших после увольнения со службы на "гражданке" и в связи с этим подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и др., чтобы полностью убедиться в верности выдвинутого тезиса <3>.

<3> Подробнее по данной теме см.: Чирков С.А. Влияние федерального конституционного правосудия на пенсионные права граждан // СПС "КонсультантПлюс". 2015.

В декабре 2017 г. перечень актов Суда, имеющих важнейшее юридическое значение для реализации гражданами пенсионных прав, пополнился еще одним решением, а именно Постановлением КС РФ от 5 декабря 2017 г. N 36-П по делу о проверке конституционности пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с запросом Кузнецкого районного суда Пензенской области <4>.

<4> Далее - Постановление N 36-П.

Речь в этом решении КС РФ, как видно из порядкового номера оспариваемой статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <5>, идет о реализации заинтересованными лицами права на страховую пенсию по случаю потери кормильца <6>.

<5> Далее - Закон N 400-ФЗ.
<6> Далее по тексту статьи может использоваться сокращение - СПК.

Согласно части 1 статьи 10 Закона N 400-ФЗ правом на страховую пенсию по случаю потери кормильца обладают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. В этом случае, а также при полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа гражданам устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Таким образом, по общему правилу для приобретения права на данный вид страховой пенсии лицо должно одновременно отвечать трем условиям:

являться членом семьи умершего лица, которое было застраховано в системе обязательного пенсионного страхования;

пребывать в нетрудоспособном состоянии (в силу несовершеннолетия, наличия инвалидности или достижения обычного пенсионного возраста);

состоять на иждивении умершего застрахованного лица ко времени его смерти <7>.

<7> Из данного правила имеются исключения, которые к рассматриваемой теме отношения не имеют. К примеру, члены семьи, получающие страховую пенсию по случаю потери кормильца в связи с уходом за другими членами семьи умершего застрахованного лица, не достигшими 14 лет, могут быть трудоспособными и не состоять на иждивении данного лица (часть 1 и пункт 2 части 2 статьи 10 Закона N 400-ФЗ).

На основании пункта 1 части 2 статьи 10 Закона N 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, среди прочих категорий, признаются:

дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории России, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

Для настоящей публикации важно, что детей, братьев, сестер и внуков умершего кормильца, которым предоставлено право на страховую пенсию по случаю потери кормильца <8>, можно разделить на две категории исходя из возраста, с которым законодатель связывает их право на получение пенсии по СПК. Одна категория - дети до достижения возраста 18 лет, в этом случае каких-либо дополнительных условий для реализации права на пенсию по СПК не имеется. Другая категория - дети старше 18 лет, но при этом не достигшие возраста 23 лет.

<8> Учитывая, что основной категорией получателей пенсии по случаю потери кормильца являются дети умерших родителей (родителя), дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обозначенные в пункте 1 части 2 статьи 10 Закона N 400-ФЗ, будут в дальнейшем в настоящей статье объединены под общим названием "дети".

В последнем случае, то есть в этот пятилетний период, право на пенсию по случаю потери кормильца обусловливается соблюдением дополнительных условий.

Во-первых, дети до достижения возраста 18 лет автоматически признаются состоявшими на иждивении умерших родителей, факт нахождения на иждивении здесь презюмируется. При назначении пенсии по случаю потери кормильца детям, достигшим указанного возраста, должен быть установлен факт их нахождения на иждивении умершего кормильца <9>.

<9> Подробнее по данной теме см.: Чирков С.А. О факте нахождения детей на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца // СПС "КонсультантПлюс". 2016.

Во-вторых, для получения пенсии по СПК начиная с 18-летнего возраста и до достижения возраста 23 лет (это нормативно возможный максимум) гражданин должен иметь статус обучающегося по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории России, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, или, другими словами, - студента-очника. Кстати, такой статус служит и подтверждением факта нахождения на иждивении.

Заметим, что предоставление детям - студентам-очникам возможности получать страховую пенсию по СПК после достижения совершеннолетнего возраста (18 лет) является уже традиционным для отечественного пенсионного права <10>. Такая норма согласуется и с положениями международных правовых актов в области социального обеспечения. Так, в соответствии с подпунктом "h" пункта 1 статьи 1 Конвенции МОТ 1967 г. N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу.

<10> Данная норма была закреплена и в Законе СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", и в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Интересно, что учащиеся имели возможность получать пенсию по СПК более длительный период времени и в рамках Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", вместе с тем здесь право на пенсию по СПК предоставлялось детям, не достигшим 16 лет, а учащимся - 18 лет.

Законодатель предусмотрел и требования к обучению, с которым связывается право на пенсию по случаю потери кормильца. Это: очная форма, квалификация соответствующей организации именно как осуществляющей образовательную деятельность и освоение заинтересованным лицом исключительно основных образовательных программ. Несоблюдение этих условий не дает права на пенсию по СПК. Например, получение образования по заочной или очно-заочной (вечерней) форме не позволяет отнести студента к нетрудоспособным членам семьи в целях назначения пенсии по СПК, даже если он в период учебы не осуществляет трудовую деятельность.

О юридической принадлежности учебной организации к Российской Федерации или обязательности ее нахождения на территории нашей страны в Законе N 400-ФЗ напрямую не сказано, вместе с тем имеется оговорка, из которой следует, что право на пенсию по СПК предоставляется только тем студентам-очникам, которые обучаются в российских образовательных организациях, а обучение в иностранной учебной организации положительно влияет на указанное право, только если гражданин был направлен на зарубежную учебу на основании международного договора Российской Федерации, а не выбрал ее самостоятельно.

Логика законодателя в этом случае, по-видимому, заключалась в том, что выплата пенсии по случаю потери кормильца после 18 лет является льготой, предоставляемой исходя из презумпции того факта, что гражданин обучается по очной форме в учебных заведениях и получает образование в соответствии с установленными в Российской Федерации стандартами, в связи с чем не имеет возможности работать с целью получения дохода для обеспечения своей жизнедеятельности. Исключение, касающееся обучения в иностранной организации, расположенной за пределами России, при условии направления на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации, могло объясняться возможностью в рамках реализации международного правового акта соотнесения (сопоставления) требований, предъявляемых к российским учебным заведениям, с условиями предоставления образовательных услуг названными иностранными учебными заведениями.

Вместе с тем именно данное ограничение и послужило предметом рассмотрения в КС РФ, по итогам которого было вынесено Постановление N 36-П. Положа руку на сердце, констатируем, что признание Судом такой нормы не соответствующей Конституции России достаточно ясно читалось, учитывая право человека на свободное перемещение и выбор места жительства, его право на образование, открытые границы, интеграционные межгосударственные проекты, развитие мирового рынка образовательных услуг и, сверх того, принимая во внимание уже ранее сформулированную КС РФ позицию по аналогичному вопросу в отношении пенсий по СПК, назначаемых детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту <11>.

<11> Постановление КС РФ от 27 ноября 2009 г. N 18-П по делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы.

Нужен был только повод, то есть обращение в Суд заинтересованного субъекта, что и произошло. В КС РФ с запросом о проверке конституционности рассматриваемого законоположения обратился Кузнецкий районный суд Пензенской области, в производстве которого находилось гражданское дело по иску гражданина N к территориальному органу ПФР о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Основанием для такого отказа послужил тот факт, что гражданин N не был отнесен к лицам, имеющим право на получение указанной пенсии, поскольку он, хотя и обучается по программе магистратуры в Белорусском государственном университете по очной форме обучения, в данное учебное заведение не направлялся, а поступил туда самостоятельно.

Теперь тезисно перечислим основные аргументы Суда, которые позволили ему сделать вывод о неконституционности этого ограничения, что важно с точки зрения и правопонимания, и дальнейшей нормотворческой деятельности, направленной на урегулирование пенсионных вопросов.

  1. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно части 2 статьи 39 Конституции устанавливаются законом. Вместе с тем законодатель, закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, связан необходимостью соблюдения гарантированного частью 1 статьи 19 Конституции принципа равенства, который носит универсальный характер и оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает прежде всего запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
  2. Освоение лицом образовательной программы в очной форме, в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица. Специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по СПК, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, страховая пенсия по СПК, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
  3. Согласно части 1 статьи 43 Конституции каждый имеет право на образование, которое при этом относится к числу основных и неотъемлемых прав человека, признанных международным сообществом. В условиях интеграции системы образования нашей страны в мировое образовательное пространство, развития сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, а также международной академической мобильности обучающихся возможность реализации права на выбор образовательной организации не ограничивается только российскими организациями. При этом Конституция закрепляет право каждого свободно выезжать за пределы России и не содержит каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда, времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования. Тем самым реализация гражданином права на выбор указанной организации предполагает возможность обучения как в российских, так и в иностранных учебных заведениях, причем действующее законодательство об образовании не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные организации и обучению в них.

Исходя из изложенных аргументов КС РФ установил, что условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны определяться таким образом, чтобы обеспечить ее выплату всем лицам, относящимся к данной категории, включая тех из них, кто обучается по очной форме обучения в расположенных за пределами территории России иностранных образовательных организациях по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, - причем независимо от способа поступления таких лиц в иностранные образовательные организации (самостоятельно либо по направлению в соответствии с международными договорами Российской Федерации) - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Иное означает нарушение конституционного принципа равенства, порождает не согласующуюся с конституционно значимыми целями дифференциацию правового положения детей умершего кормильца, обучающихся в иностранных образовательных организациях, единственным основанием которой выступает способ поступления в соответствующее учебное заведение, что приводит к необоснованным различиям при реализации указанными лицами конституционного права на социальное обеспечение в случае потери кормильца.

В этой связи пункт 1 части 2 статьи 10 Закона N 400-ФЗ был признан не соответствующим Конституции в той мере, в какой он служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Постановление N 36-П окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Тем самым Постановление N 36-П при рассмотрении соответствующих пенсионных юридических дел применяется и до внесения соответствующих изменений в законодательство. В этой связи акцентируем внимание на следующих основных принципиальных моментах:

а) дети, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившие в иностранные образовательные организации и обучающиеся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных <12>, при соблюдении прочих требуемых действующим законодательством условий приобрели право на страховую пенсию по СПК;

б) право на страховую пенсию по СПК предоставлено студентам-"заграничникам" с 7 декабря 2017 года <13>;

в) данное право предоставляется студентам-"заграничникам" ровно на тех же условиях, что и детям, которые обучаются в российских образовательных учреждениях. Помимо прочего это означает необходимость для реализации права на страховую пенсию по СПК документально подтвердить факт обучения в иностранных образовательных учреждениях по очной форме с учетом отнесения соответствующих образовательных программ к основным. К примеру, согласно статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к основным образовательным программам относятся образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Тем самым очное обучение заинтересованного лица в иностранном учебном заведении (университете) по программе бакалавриата или магистратуры может быть принято во внимание;

г) согласно действующему правовому регулированию в рассматриваемом случае для подтверждения указанного выше факта необходимы документы <14>:

<12> Для удобства восприятия далее в настоящей статье будем именовать эту категорию граждан - студенты-"заграничники".
<13> Дата опубликования Постановления N 36-П на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) - 7 декабря 2017 года.
<14> См.: пункты 10 и 88 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н.

При этом обучение лиц в возрасте старше 18 лет по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, подтверждается документами, выданными этими организациями. При необходимости иностранные документы должны быть переведены и легализованы в установленном порядке.

Теперь при установлении пенсий по СПК с учетом Постановления N 36-П документы о направлении на обучение не требуются;

д) пенсионеры, на иждивении которых находятся студенты-"заграничники", с 7 декабря 2017 г. при надлежащем подтверждении соответствующего юридического факта приобрели право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 400-ФЗ. Это вызвано тем, что в указанной норме лица, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, отнесены к нетрудоспособным членам семьи, дающим право на такое повышение. Следовательно, снятие КС РФ ограничения распространяется и на повышение фиксированной выплаты. Это право может быть реализовано гражданами путем подачи заявления о перерасчете размера пенсии в территориальный орган ПФР;

е) Постановление 36-П применяется и при установлении пенсий по государственному пенсионному обеспечению, поскольку статьи 7.1, 8 и 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <15> содержат норму о праве на пенсию по СПК, аналогичную той, которая была признана Судом неконституционной. При этом в данном случае можно учесть статью 13 этого Закона, согласно которой при назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Закона N 400-ФЗ, регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Это неактуально только для социальных пенсий по СПК как для выплат, связанных с постоянным проживанием в нашей стране, учитывая, что очное обучение в иностранном учебном заведении априори этого не предполагает.

В заключение отметим, что статьей 80 Закона 1-ФКЗ установлена обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Суда. Так, Правительство Российской Федерации не позднее шести месяцев после опубликования постановления КС РФ о признании рассмотренного законоположения неконституционным вносит в Государственную Думу проект нового федерального закона, направленный на исполнение решения Суда.

<15> Далее - Закон N 166-ФЗ.

Тем самым со временем будет принят закон, а за ним и подзаконные нормативные правовые акты, в рамках которых в пенсионном законодательстве будут урегулированы все вопросы, связанные с реализацией студентами-"заграничниками" права на пенсию по случаю потери кормильца с учетом Постановления КС РФ от 5 декабря 2017 года N 36-П.