Мудрый Юрист

Статья 10. Обратная сила уголовного закона

ч 1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

ч 2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Комментарий к ст. 10 УК РФ

1. В комментируемой статье сформулирован принцип, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 УК.

Содержание ч. 1 комментируемой статьи применительно к уголовно-правовым отношениям раскрывает и детализирует положения ст. 54 Конституции о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон.

Указанные нормы основаны на положениях п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., п. 1 ст. 35 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г..

Обратную силу наряду с уголовными законами, устраняющими преступность деяния или смягчающими наказание, имеют и другие законы, если они каким-либо образом улучшают положение лица, совершившего преступление. Нормы, ухудшающие положение лица, совершившего преступление, в любой стадии судопроизводства, обратной силы не имеют.

2. Конституционно-правовое истолкование положений комментируемой статьи содержится в ряде решений КС РФ, имеющих общеобязательный характер.

Принципы применения новых законов, устраняющих или смягчающих ответственность, сформулированы как императивные указания, адресованные прежде всего государству в лице соответствующих органов, в том числе судов, которые призваны обеспечивать реализацию закрепленной в ч. 1 ст. 45 Конституции гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.

Положение ч. 2 комментируемой статьи о сокращении наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, в системной связи с ч. 1 той же статьи означает, что при приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом - независимо от того, в какой процессуальной стадии решается данный вопрос, - подлежат применению все установленные УК в редакции этого закона правила, как общие, так и специальные, в соответствии с которыми вопрос о наказании разрешается при постановлении приговора, включая правила назначения наказания ниже низшего предела, при наличии смягчающих обстоятельств, а также при рецидиве преступлений. Тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом.

В противном случае, т.е. при истолковании ч. 2 комментируемой статьи как предполагающей использование при решении вопроса о наказании лишь одного правила - о снижении назначенного наказания до верхнего предела санкции соответствующей статьи Особенной части УК в редакции нового закона, лица, уже отбывающие наказание, были бы поставлены в неравное положение с теми лицами, в отношении которых приговор выносится после вступления нового уголовного закона в силу и решение вопроса о наказании осуществляется с учетом как верхнего, так и нижнего пределов санкции соответствующей статьи, а также указанных в Общей части УК обстоятельств.

В указанном постановлении проводится идея о том, что смягчение наказания за деяние, которое отбывается лицом, как и иные случаи реализации обратной силы закона, осуществляется на основе нового уголовного закона, причем взятого в его контексте, т.е. в его нормативных зависимостях от других правовых норм, и не может поэтому ограничиваться никакими нормами, не имеющими отношения к новому уголовному закону. С учетом изложенных положений далее раскрываются три предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи правила об обратной силе закона.

3. Научно-практическое толкование правового явления обратной силы уголовного закона позволяет выделить его сущностные характеристики:

Кроме того, имеются судоустройственные, судопроизводственные и иные нормативные ограничители. Усмотрение - необходимый институт и атрибут всякой судебной системы, это безальтернативная императивная функция суда, основанная на законах мышления, на обязательных и рекомендательных нормах международного и отечественного права.

С учетом изложенных положений далее раскрываются три предусмотренных ч. 1 ст. 10 правила об обратной силе закона.

4. Уголовный закон имеет обратную силу как исключающий преступность соответствующих деяний, если он:

5. Возможна частичная декриминализация деяния посредством уменьшения содержания признаков составов преступлений, предусмотренных как в Особенной, так и в Общей части УК. Кроме того, частичная декриминализация может иметь место и в случаях, когда бланкетная диспозиция статьи Особенной части УК осталась без изменения, но изменилось позитивное законодательство, нарушение которого преследовалось данным уголовным законом. Так, Пленум ВС РФ в Постановлении от 18.11.2004 N 23 (п. 17) указал, что если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 171 УК.

6. Исключение из УК статьи со специальной нормой само по себе не исключает ответственности лица за деяние, предусматривавшееся этой нормой, но по статье УК, содержащей норму общего характера и потому охватывающей данное деяние. Так, признание утратившей силу Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ ст. 200 не означало полной декриминализации обмана потребителей, поскольку такие действия, как правило, представляют собой хищение чужого имущества путем обмана, т.е. мошенничество, предусмотренное ст. 159 УК. Аналогичным образом отсутствие в действующих редакциях ст. ст. 228 и 228.1 УК упоминания об ответственности за приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств и психотропных веществ с целью сбыта не означает декриминализации этих деяний, поскольку они охватываются общей нормой об ответственности за приготовление к сбыту наркотических средств и психотропных веществ.

Еще одним случаем, требующим применения положений об обратной силе уголовного закона, является выделение новым законом специальных норм, устанавливающих уголовную ответственность за деяния, которые по старому закону квалифицировались не по специальной, а по общей норме. В подобных ситуациях происходит не криминализация деяния, а уточнение его правовой оценки, которая может влечь за собой как улучшение, так и ухудшение положения лица. Поэтому вопрос о применении обратной силы уголовного закона при таких обстоятельствах следует решать на основе сопоставления санкций общей и новой специальной норм и только в благоприятном для виновного случае.

7. Имеющим обратную силу как смягчающий наказание (депенализация) признается закон:

8. Закон имеет обратную силу как иным образом улучшающий положение лица, если он:

9. Сложнее оценивать смешанные случаи, когда однозначный ответ на вопрос о более мягком законе дать затруднительно. Например, когда новый закон уменьшает максимальный предел санкции и одновременно повышает низший. В приведенном случае более мягким должен быть признан закон, предусматривающий низший максимальный предел наказания, исходя из того, что в основу категоризации преступлений по их тяжести (ст. 15 УК) положен верхний предел санкции, а от отнесения преступления к определенной категории зависят, в свою очередь, многие уголовно-правовые последствия:

В ситуации, когда уменьшается нижний предел, например, обязательных работ, при одновременном увеличении их верхнего предела применению подлежит новый закон лишь в части улучшения положения субъекта.

В случае принятия системных законов одновременно меняются не только отдельные нормы и санкции Особенной части УК, но и принципы их применения, другие положения Общей части УК. При этом в любом случае должны приниматься во внимание положения как старого, так и нового законов, имеющие благоприятные для виновного последствия.

В этой связи суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций вправе переквалифицировать преступное деяние с одной статьи на несколько других статей или частей статей закона, предусматривающих ответственность за менее тяжкие преступления, если этим не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту. При этом наказание, назначенное по совокупности преступлений, не может быть более строгим, чем максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи УК, по которой было квалифицировано деяние (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2).

В то же время судебная практика исходит из того, что если санкции старого и нового закона являются одинаковыми, то преступление в силу требований ст. 9 УК подлежит квалификации по закону, действовавшему во время его совершения.

Положения об обратной силе уголовного закона не распространяются на случаи введения в действие ранее отложенных норм УК об уголовных наказаниях, например, в виде обязательных работ (с 2005 г.) и ограничения свободы (с 2010 г.), поскольку такая ситуация не подпадает ни под одно из указанных в комментируемой статье правил. В то же время судам следует иметь в виду, что эти наказания могут быть назначены и за преступления, совершенные соответственно до 10 января 2005 г. и до 2010 г. (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2).

Подобный вопрос возникает и тогда, когда осужденному было назначено наказание с применением правил, предусмотренных ст. 64 УК, а новым законом этот минимальный предел был понижен и наказание оказалось назначенным в пределах этой новой санкции; при исключении из приговоров обстоятельств, отягчающих наказание, указания на рецидив преступлений и на назначение наказания по правилам ч. 2 ст. 68 УК и т.д. Такие приговоры могут быть пересмотрены, а наказание снижено, но не в порядке, предусмотренном для решения вопросов, возникающих при исполнении приговора. С учетом того что в этих случаях необходимо применять новые правила наказания, а по существу, назначать новое наказание, такой пересмотр приговоров возможен в кассационном порядке или в порядке надзора.

10. С учетом принципа гуманизма, на котором основаны нормы об обратной силе закона, решается вопрос о возможности придания обратной силы так называемому промежуточному закону, не действовавшему в момент совершения преступления, но к моменту его расследования и назначения наказания утратившему силу, будучи замененным новым законом об ответственности за такое преступление. Поэтому применению подлежит лишь тот промежуточный закон, который соответствует правилам ст. 10 УК, т.е. устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица по сравнению как со старым, так и новым законами.

11. Если новый закон устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается на любой стадии, в том числе в ходе предварительного следствия. Если новый закон смягчает ответственность за преступление, то суд при определении наказания также должен руководствоваться им (это правило распространяется и на деятельность суда в кассационной и надзорной инстанциях). Применяя новый уголовный закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, изданный после вступления приговора в законную силу, суд надзорной инстанции должен освободить виновного от наказания, а не отменять состоявшиеся по делу судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием в деянии состава преступления.

12. Часть 1 комментируемой статьи специально оговаривает неприменение правила об обратной силе к закону, устанавливающему преступность деяния, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего соответствующее деяние. Устанавливающим наказуемость является закон, которым криминализируется деяние. Законом, усиливающим наказание, является тот, который увеличивает максимальный или минимальный предел наказания или оба этих предела. Таким же является и закон, который, не меняя пределы основного наказания, добавляет к нему дополнительное наказание либо устанавливает альтернативную санкцию, позволяющую назначить более строгое наказание. К ухудшающему положение лица также следует отнести закон, увеличивающий сроки наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения, увеличивающий сроки погашения и снятия судимости и т.д. Таким образом, законодательные нормы, связанные с криминализацией и пенализацией, означают введение либо усиление ответственности, поэтому обратной силы не имеют.

Ст. 9 УК РФ: поправки и комментарии
 
Ст. 11 УК РФ: поправки и комментарии